13.11.2021 | Епархия

На Покровском подворье Николаевского Малицкого монастыря совершена первая архиерейская Литургия

13 ноября митрополит Тверской и Кашинский Амвросий впервые посетил Покровское подворье Николаевского Малицкого мужского монастыря в деревне Отмичи Калининского района. Владыка совершил первую Божественную литургию архиерейским чином на монастырском подворье в церкви в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Ему сослужили настоятель монастыря игумен Борис (Тулупов), клирики и братия обители в священном сане.

Место для строительства Отмицкого подворья было выбрано не случайно — когда-то здесь стоял Покровский Отмицкий (Вотмицкий) монастырь, упомина­емый в летописи в 1524 году. На его территории было два храма: большой летний Покровский храм и малый зимний в честь Бориса и Глеба. После перенесенного литовского нашествия и за годы советской власти в деревне Отмичи ни одной церкви не осталось. Сейчас монастырь возрождается.

В этот день Церковь молитвенно чтит мученический подвиг святых апостолов от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Они были учениками апо­стола Ан­дрея Пер­во­зван­ного. Апостол Андрей ру­ко­по­ло­жил Ста­хия в сан епи­ско­па Ви­зан­тий­ско­го, где он свя­ти­тель­ство­вал шест­на­дцать лет, рев­ност­но про­по­ве­дуя Еван­ге­лие Хри­сто­во и об­ра­щая языч­ни­ков к ис­тин­ной ве­ре. Свя­той Ам­плий был епи­ско­пом в го­ро­де Ди­оспо­ле; свя­той Урван — в Ма­ке­до­нии. Свя­ти­тель­ство­ва­ли они так­же с бла­го­сло­ве­ния свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея. За про­по­ведь Еван­ге­лия бы­ли пре­да­ны му­че­ни­че­ской смер­ти иуде­я­ми и эл­ли­на­ми-языч­ни­ка­ми. Свя­той Нар­кисс был свя­ти­те­лем в го­ро­де Афи­ны. Свя­той Апел­лий свя­ти­тель­ство­вал в Ирак­лии.

На богослужении молились местные жители и гости.

После Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь:

“Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным” — мы помним поговорку эту еще с детства. Удивительно, что во времена воинствующего безбожия, во времена, когда всякое упоминание о Евангелии искоренялось, некоторые изречения Христа и апостолов всё же стали поговорками, истинами, которые использовались для воспитания общества. Потому что истины эти непреложны, и их вынужден воспринимать даже безбожный мир. Природа истины такова, что она выявляет всё скрытое. Всё, что мы пытаемся утаить, рано или поздно выходит на свет. Истина снимает покровы со всего, что пытается этими покровами укрыться. Нам всем по-человечески очень свойственно скрывать нехорошие поступки, в том числе от себя самих. И чем сильнее мы закапываемся, пытаясь укрыться, тем хуже становятся дурные наклонности, ведь нужно всё больше скрывать, больше лгать. Пирамида тайны становится всё больше, и мы всё глубже уходим в пространство лжи и зла. Мы знаем, что эта пирамида такова, но всё равно строим ее своими руками, чтобы в ней себя погребсти, становимся ее узниками, пленниками, заблудившимися и уже не способными самостоятельно найти выход из творения рук наших.

Христос сказал, что истина сделает нас свободными. Истина избавляет нас от болезни, хотя это избавление и болезненно. И для того чтобы начать это исцеление истиной, нужно в себя самого впустить ее свет и позволить обнажить уродства, скрытые в душе. Самому себе признаться в том, что я такой, как есть. Познать самого себя и перестать закрывать глаза на свои неприятные и плохие черты. Перестать успокаивать себя тем, что все вокруг такие. Перестать себя убеждать, что я не так уж и плох. Признать греховное уродство частью себя, для того чтобы это можно было преобразить».

На сугубой ектении были помянуты поименно страждущие от различных болезней, произнесены прошения о врачах, вознесены молитвы о прекращении губительного поветрия, о возрождении Покровского храма обители и завершении восстановления Спасо-Преображенского собора Твери.

Архипастырь подписал антиминс для храма в честь князей мучеников Бориса и Глеба в Отмичах. 

На Херувимской песни были помянуты о здравии и об упокоении те, о ком на сайте епархии подавались онлайн-просьбы о поминовении. 

Игумен Борис (Тулупов) поблагодарил архипастыря за первую совершённую Божественную литургию архиерейским чином. 

Митрополит Амвросий поблагодарил всех пришедших на соборную молитву:

Прежде всего благодарю Бога, Который привел меня сегодня в это святое место; в место, важное для Тверской земли и особенное для истории нашей исторической Святой Руси. Всякий раз, когда молишься на месте, связанном с прежде бывшими здесь святыми, конечно, ощущаешь какой-то особый трепет и одновременно страх, потому что та ответственность и то призвание, которые сегодня возложены на каждого из нас и, в частности, на меня тоже, особенным образом ощущаются именно на фоне истории тех людей, которые были прежде и которые молились прежде на этом месте, освящали его и засвидетельствовали свою преданность Богу так, как порой мы, люди XXI века, свидетельствовать не можем. 

Сегодня на этом месте находится подворье Николо-Малицкого монастыря, который живет по традициям и по уставу Святой Горы Афон в нашем регионе, в нашем суетном сложном мире представляя собой тот огонёк, который теплится в уделе Божией Матери. И сегодня в силу разных обстоятельств многие из нас, в том числе и священнослужители, может быть, даже в первую очередь, не могут уже посещать Святую Гору, как это было ранее, и из-за пандемии, и из-за антиканонических решений Константинопольского Патриарха, но духовная связь со Святой Горой не должна прерываться. Мы во многом обязаны святогорцам устроению наших монастырей и монашеской жизни, и всякий раз, когда я приезжаю в Николо-Малицкий монастырь, я, конечно, переживаю практически то же самое и молитвенно и сердечно, что ощущал в те моменты, когда посещал Святую Гору. 

Для Бога нет времени, у Бога нет расстояний. Но когда по сути и духом люди пытаются осуществлять в любом месте всё то, что преподает им великая школа Святой Горы Афон, — тогда Афон раздвигает географические границы и по духу находится там, где люди являются в сердце своем его носителями. Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас. И также когда есть внутри людей жизнь Святой Горы Афон, тогда иные люди, приходящие в то место, где монашествующие несут свои послушания, конечно же, тоже переживают эту радость и это удивительное участие Богородицы в их жизни. Сегодня здесь очень много сделано. Можно представить себе, каких трудов и средств всё это стоило. 

Сердечно благодарю Вас, дорогой отец Борис, за Ваши труды и ту, пусть немногочисленную, но дружную во Христе братию, которую Вы собрали в Николо-Малицком монастыре, имеющем сегодня несколько подворий, несколько как бы своих таких островков, связанных с главной обителью. Конечно, мы сегодня живем в тот исторический период, когда, к сожалению, горение сердец человеческих не столь сильно, как это было в начале девяностых годов, когда люди очень резко подчас кардинально изменяли свою жизнь и буквально тысячами приходили в наши святые обители. Кто-то ушел из них потом, кто-то остался. Но сегодня люди, особенно молодые люди, которые пропитаны прагматизмом земной жизни, к сожалению, очень редко находят тропу, ведущую к максимально христианской жизни, которая совершается и актуализируется именно в святых обителях. 

Желаю, чтобы — безусловно, ни в коем случае не требуя каких-то количественных показателей, потому что не в них суть монашеского жительства, — но всё же желаю, чтобы находились такие люди, особенно молодые, может быть, даже получившие высшее, в лучшем случае, духовное образование, которые бы всем сердцем горели так, чтобы посвящали жизнь свою Христу, Его Святой Церкви именно в монашеском чине и приходили в ту обитель, которая среди многих является немногой, сохраняющей древнюю традицию и одновременно духовно здоровой и имеющей возможность показать путь спасения человеку, желающему увидеть этот путь».

Митрополит Амвросий благословил всех молящихся в храме и раздал каждому святой антидор и по иконке Преображения Господня с молитвой о благополучном восстановлении Спасо-Преображенского собора Твери и частице антидора.

После Божественной литургии в сопровождении отца игумена глава митрополии осмотрел постройки монастыря и возводящийся храм в честь Покрова Божией Матери, а затем принимал паломников в Николо-Малицком монастыре.

Справочная информация:

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: игумен Борис (Тулупов), священник Димитрий Рябов, иеромонах Арсений (Смирнов), священник Сергий Дроздов, диакон Иоанн Зорин, диакон Виталий Новицкий, диакон Игорь Азонов.

Богослужебные песнопения исполнил монастырский русский византийский хор «Аксион Эстин».

***

Устье реки Тьмы — одно из мест древнейшего славянского освоения Тверского края и самой ранней христианизации. Место Отмичи связано с первыми канонизированными русскими святыми — страстотерпцами князьями Борисом и Глебом, а точнее, с младшим из двух братьев — Глебом.

Согласно сведениям тверского патерика, в 1015 году святой князь Глеб (†1015), направляясь в Киев, чтобы проститься с отцом (святым равноапостольным князем Владимиром), незадолго до своей мученической смерти проезжал через Отмичи.

Здесь его конь споткнулся, и князь, упав, потерял золотую гривну, висевшую на его шее. С тех пор на этом месте стали особо почитать святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

В XV веке здесь был основан Покровский Отмицкий монастырь. Это одна из древнейших и в прошлом знаменитейших обителей Тверской земли. Ее настоятелями были святитель Акакий Тверской (†1567), в епископство которого Тверь переживала расцвет духовной жизни; архимандрит Вассиан Кошка (†1568), церковный писатель, сочинения которого содержат ценную информацию по истории Тверского края. Обитель пользовалась особым вниманием тверских князей, которые строили в ней храмы и дарили земельные угодья.

Во время литовского нашествия в нач. XVII века монастырь был разорен. Его единственный храм — Покровский — стал приходским.

Место Отмицкого монастыря постепенно размывало водой, так что к середине XIX века церковь стояла на самом обрыве. Кладбище полностью затопило.  В 1860 году после сильного наводнения храм и село было решено перенести на полкилометра выше по реке Тьме, и в 1854 году уже на другом месте был воздвигнут новый величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы с пятью престолами. Этот каменный храм немного не достоял до своего столетия. В 20-е годы был закрыт и некоторое время использовался как клуб, где показывали кино. В 1939–1940 годах храм был разрушен, кирпич и щебень были вывезены на баржах на строительство водохранилища на Волге. Место храма запустело.

В 2010 года началось возрождение древней обители, теперь уже в качестве подворья Николаевского Малицкого монастыря.

17 августа 2012 года был заложен фундамент нового храма в честь святых благоверных князей–страстотерпцев Бориса и Глеба. При проектировании монастырского ансамбля было принято решение создавать архитектурные здания в едином неовизантийском стиле.

28 июля 2015 года, в день памяти святого князя Владимира, в храме святых князей Бориса и Глеба состоялась первая Литургия. Первая Литургия в завершенном храме на Отмицком монастырском подворье прошла 1 августа 2016 года.

22 августа 2017 года состоялась закладка храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С весны 2018 года на подворье совершаются регулярные богослужения; появились первые насельники, возобновляется монашеская жизнь.

Летом 2018 года, на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, окрестности села впервые за многие десятилетия были оглашены колокольным звоном.

Сейчас продолжаются строительные работы и роспись храма. На настоящий момент возведены храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба, братский корпус, колокольня и здание трапезной. 

Русский византийский хор Николаевского Малицкого монастыря служит укреплению единства мирового Православия.

Миссия хора — нести афонскую традицию византийского пения, дополняя тем самым общий устав Николо-Малицкого монастыря. Игумен Борис (Тулупов) с братией стремятся созидать в монастыре общину святогорского духа. Архитектура, убранство, облачения, сама форма жизни монастыря повторяет древний тысячелетний монашеский уклад. Жизнь обители строится вокруг богослужения, совершаемого по святогорскому чину. Песнопения исполняются на славянском и древнегреческом языках. Хоровой коллектив сложился по инициативе игумена Бориса, который собрал немало певчих, проживших на Святой Горе и впитавших в себя традицию византийского афонского богослужения. Византийское церковное пение объединяет православных христиан всего мира.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.