13.11.2021 | Притчи

Свет духовной свечи

«Никто, зажегши свечу, не ставит ее под кровать и не покрывает сосудом, но ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет — у того отнимется и то, что он думал иметь», — слышали мы только что слова притчи, произнесенные Господом.

Слова, сказанные о свече, — это вроде бы понятная бытовая ситуация. Действительно, когда люди зажигают свечу, они делают это не для того, чтобы прятать ее свет, но для того, чтобы осветить помещение. Потому и ставят ее повыше. Конечно, как и всякая притча, притча о свече имеет в себе дополнительный смысл. Поскольку все предыдущие притчи в этом Евангелии были о Царствии Божием, а сегодняшнее Евангелие является лишь продолжением разговора Господа с учениками и пришедшими послушать Его, то скорее всего, эта притча — тоже продолжение Его слов о Царствии.

Свет свечи означает всё то, что дает нам проповедь о Царствии Божием, все те благодатные дары проповеди, которые зажигают огонек веры в нашем сердце. И если мы загорелись Христовым учением — то не стоит бояться это горение сделать путеводной звездой для себя самих и для ближних. 

Но свет в этом смысле имеет как минимум две функции. Он освещает путь или место, он освещает наш внутренний мир и, как всякий свет, делает откровенным всё то, что прежде было скрыто от нас самих. Он обнажает те стороны нашей жизни, которые мы прежде не замечали или хотели не замечать. Ведь нет ничего тайного, что не сделал бы явным Свет Христов. И чаще всего узнавать о себе правду больно и неприятно. И, возможно, потому мы порой пытаемся скрыть в себе этот свет. И не можем делиться им с ближним.

Но если мы станем поступать так, то потеряем то, что дано нам вместе с этим светом. Ибо любое богатство, любые дары или таланты, конечно, принадлежат не нам, но Богу, давшему их нам на время, с ожиданием, что мы принесем плод сторичный. Плод любви, милосердия, разделения дара Божиего с ближними. Это всё принадлежит Богу, а значит, когда мы делимся без оглядки — то делаем Божие дело на земле, как писал апостол Павел, «я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Кор 3:6).

Но разве, если мы будем раздавать всё, нам что-то останется? Климент Александрийский дает замечательный пример того, как умножается то, что отдается другим: «Колодец, когда из него постоянно черпают, дает прозрачную воду; то, чего никто не потребляет, начинает портиться. Точно так же с железом: когда употребляют его в дело, оно сохраняется более чистым, в то время как неиспользование порождает на нем ржавчину. Одним словом, упражнение придает здоровое состояние и духу, и телу. Зажигая свечу, никто не ставит ее под сосуд, но на подсвечник (Ср.: Мф 5:15; Лк 8:16), чтобы она светила удостоенным одного и того же угощения. Ибо что пользы от мудрости, которая не делает мудрым способного воспринять ее»?

«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» — мы помним поговорку эту еще с детства. Удивительно, что во времена воинствующего безбожия, во времена, когда всякое упоминание о Евангелии искоренялось, некоторые изречения Христа и апостолов всё же стали поговорками, истинами, которые использовались для воспитания общества. Потому что истины эти непреложны, и их вынужден воспринимать даже безбожный мир. Природа истины такова, что она выявляет всё скрытое. Всё, что мы пытаемся утаить, рано или поздно выходит на свет. Истина снимает покровы со всего, что пытается этими покровами укрыться. Нам всем по-человечески очень свойственно скрывать нехорошие поступки, в том числе от себя самих. И чем сильнее мы закапываемся, пытаясь укрыться, тем хуже становятся дурные наклонности, ведь нужно всё больше скрывать, больше лгать. Пирамида тайны становится всё больше, и мы всё глубже уходим в пространство лжи и зла. Мы знаем, что эта пирамида такова, но всё равно строим ее своими руками, чтобы в ней себя погребсти, становимся ее узниками, пленниками, заблудившимися и уже не способными самостоятельно найти выход из творения рук наших.

Христос сказал, что истина сделает нас свободными. Истина избавляет нас от болезни, хотя это избавление и болезненно. И для того чтобы начать это исцеление истиной, нужно в себя самого впустить ее свет и позволить обнажить уродства, скрытые в душе. Самому себе признаться в том, что я такой, как есть. Познать самого себя и перестать закрывать глаза на свои неприятные и плохие черты. Перестать успокаивать себя тем, что все вокруг такие. Перестать себя убеждать, что я не так уж и плох. Признать греховное уродство частью себя, для того чтобы это можно было преобразить.

Это начало пути, но уже и сам путь тоже, путь освобождения через истину. Признать проблему, а потом искоренить ее через открытие другому. Через открытие абсолютно Другому — своему Творцу и Богу. Через исповедь Ему начать освобождаться. И Он освободит, подобно тому как освободил евреев из рабства египетского. Для них путь из рабства был трудный и опасный, но это был путь свободы, путь к жизни, путь к Земле Обетованной. Для нас путь  свободы не менее труден, но это путь к Небесному Царствию. У каждого этот путь уникален, но вместе, в пространстве Церкви, мы можем помогать друг другу в этом сложном и непредсказуемом пути.

Церковь, как Тело Христово, собирает нас всех вместе, чтобы справляться с трудностями вместе, вместе идти ко Христу. Мы вместе стремимся к тому, чтобы Истина царствовала среди нас, ибо всё это вместе делать легче. Христос присутствует среди собравшихся во Имя Его. Он, Сама Истина, делает Церковь Свою пространством истины. И Он Сам помогает нам, наставляя в Божественной любви через любовь к нашим братьям: являя милость Свою и научая нас быть милостивыми к ближним, прощая вместо осуждения, преподавая нам урок прощения наших братьев. И чем больше мы получаем от Него, тем больше способны отдавать. А потому, раз этого хочет Бог, мы должны учиться жить вместе, составляя Тело Его. Принимать друг друга так, как Он нас принимает, по слову апостола Павла «принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим 15:7).

МитрополитТверской и Кашинский Амвросий. 13 ноября 2021 года. День памяти апостолов от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Покровское подворье Николо-Малицкого монастыря, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.