170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: 343738@mail.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Памятные церковные события в августе

Памятные церковные события в августе

1.08. День памяти обретения мощей прп. Серафима Саровского, памяти иконы Божией Матери "Умиление" (Серафимо-Дивеевская). Прп. Серафим - иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II. Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории. Сло­во на­зи­да­ния, как всю свою жизнь, пре­по­доб­ный Се­ра­фим неиз­мен­но ос­но­вы­вал на сло­ве Бо­жи­ем, тво­ре­ни­ях свя­тых от­цов и при­ме­рах из их жиз­ни, при этом осо­бен­но чтил свя­тых по­бор­ни­ков и рев­ни­те­лей пра­во­сла­вия. Лю­бил рас­ска­зы­вать о рус­ских свя­тых. Всех об­ра­ща­ю­щих­ся к нему пре­по­доб­ный убеж­дал сто­ять за непо­ко­ле­би­мость ве­ры, объ­яс­нял, в чем со­сто­ит чи­сто­та пра­во­сла­вия. Мно­гих рас­коль­ни­ков он убе­дил оста­вить за­блуж­де­ния и при­со­еди­нить­ся к Церк­ви. Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Уми­ле­ние» Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ская при­над­ле­жа­ла пр­п. Се­ра­фи­му Са­ров­ско­му, бы­ла его ке­лей­ной ико­ной. Еле­ем от лам­па­ды, го­рев­шей пе­ред этой свя­той ико­ной, пре­по­доб­ный по­ма­зы­вал боль­ных, ко­то­рые по­лу­ча­ли по­сле по­ма­за­ния ис­це­ле­ние. По­движ­ник на­зы­вал ико­ну «Уми­ле­ние» – «Всех ра­до­стей Ра­дость», и пе­ред ней он скон­чал­ся на мо­лит­ве 2 ян­ва­ря 1833 го­да. По­сле смер­ти пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма са­ров­ский на­сто­я­тель о. Ни­фонт от­дал свя­тую ико­ну «Всех ра­до­стей Ра­дость» сест­рам Ди­ве­ев­ской Се­ра­фи­мов­ской оби­те­ли, где она особо чтится и в наше время. Престольный праздник в этот день отмечается в храме прп. Серафима Саровского г. Твери на Волынском кладбище, адрес: г. Тверь, м/р. Соминка, ул. Волынская, д. 7.

2.08.  Память пророка Божия Илии. Один из ве­ли­чай­ших про­ро­ков и пер­вый дев­ствен­ник Вет­хо­го За­ве­та. Он ро­дил­ся в Фе­свии Га­ла­ад­ской в ко­лене Ле­ви­и­ном за 900 лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва. Ко­гда ро­дил­ся Илия, от­цу его Со­ва­ку бы­ло ви­де­ние, что бла­го­об­раз­ные му­жи бе­се­до­ва­ли с мла­ден­цем, пе­ле­на­ли ог­нем и пи­та­ли пла­ме­нем ог­нен­ным. С юных лет он по­се­лил­ся в пу­стыне и жил в стро­гом по­дви­ге по­ста и мо­лит­вы. За свою пла­мен­ную рев­ность о Сла­ве Бо­жи­ей про­рок Илия был взят на небо жи­вым в ог­нен­ной ко­лес­ни­це. Сви­де­те­лем это­го чуд­но­го вос­хож­де­ния был про­рок Ели­сей. За­тем в Пре­об­ра­же­нии Гос­под­нем он явил­ся вме­сте с про­ро­ком Мо­и­се­ем и пред­стал пред Иису­сом Хри­стом, бе­се­дуя с ним на го­ре Фа­вор. По пре­да­нию Свя­той Церк­ви, про­рок Илия бу­дет Пред­те­чею Страш­но­го Вто­ро­го При­ше­ствия Хри­ста на зем­лю и во вре­мя про­по­ве­ди при­мет те­лес­ную смерть. Престольный праздник отмечается в Ильинской церкви с. Селихово Конаковского района, в Ильинской церкви г. Торжка, в Ильинской церкви г. Старица.

3.08. День памяти обретения мощей святой блг. княгини-инокини Анны Кашинской. Свя­тая бла­го­вер­ная кня­ги­ня Ан­на Ка­шин­ская скон­ча­лась 2 ок­тяб­ря 1368 го­да. Свя­тые мо­щи ее бы­ли об­ре­те­ны 21 июля 1649 го­да. Тор­же­ствен­ное пе­ре­не­се­ние ее мо­щей из де­ре­вян­но­го Успен­ско­го со­бо­ра в ка­мен­ный Вос­кре­сен­ский со­сто­я­лось 12 июня 1650 го­да. К дню 12 июня бы­ло при­уро­че­но и вос­ста­нов­ле­ние цер­ков­но­го по­чи­та­ния свя­той Ан­ны. Мощи св. княгини почивают в соборе Вознесения Господня г. Кашина. (Датыпо старому стилю).

5.08. Память Почаевской иконы Пресвятой Богородицы Ис­то­рия этой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри нераз­рыв­но свя­за­на с По­ча­ев­ским мо­на­сты­рём в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Укра­и­на). На го­ре, где ныне рас­по­ло­же­на Успен­ская По­ча­ев­ская лав­ра, в 1340 го­ду по­се­ли­лись два ино­ка. Од­на­жды один из них по­сле мо­лит­вы по­шёл к вер­шине го­ры и вдруг уви­дел Бо­го­ро­ди­цу, сто­я­щую на камне, слов­но объ­ятую пла­ме­нем. Он по­звал дру­го­го ино­ка, ко­то­рый был так­же удо­сто­ен со­зер­цать чу­дес­ное яв­ле­ние. Тре­тьим сви­де­те­лем ви­де­ния был пас­тух Иоанн Бо­сой. Уви­дев необыч­ный свет на го­ре, он под­нял­ся на неё и вме­сте с ино­ка­ми стал про­слав­лять Бо­га и Его Пре­чи­стую Ма­терь. На камне, где сто­я­ла Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, на­все­гда остал­ся отпе­ча­ток Ее пра­вой сто­пы. От­пе­ча­ток этот со­хра­нил­ся до сих пор и все­гда на­пол­нен во­дой, кото­рую чу­дес­ным об­ра­зом ис­то­ча­ет ка­мень. Во­да в сто­пе не оску­де­ва­ет, несмот­ря на то, что мно­го­чис­лен­ные па­лом­ни­ки по­сто­ян­но на­пол­ня­ют ею свои со­су­ды для ис­це­ле­ния от неду­гов. Чтимые списки Почаевской иконы, привезенные из Почаевской Лавры, хранятся во Владимирской церкви г. Твери (Санкт-Петербургское ш., д. 4 корпус 2.), в иконостасе церкви блж. Ксении Петербуржской г. Твери (ул. Артюхиной 25а (возле школы № 7)); в Воскресенской церкви (Трех исповедников) г. Твери, наб. Аф. Никитина, 38.

6.08. Память святых блгг. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба Жизнь первых свя­тых стра­сто­терп­цев бы­ла при­не­се­на в жерт­ву ос­нов­но­му хри­сти­ан­ско­му доб­ро­де­ла­нию – люб­ви. «Кто го­во­рит: «Я люб­лю Бо­га», а бра­та сво­е­го нена­ви­дит, тот лжец» (1Ин.4:20). Свя­тые бра­тья сде­ла­ли то, что бы­ло еще но­во и непо­нят­но для язы­че­ской Ру­си, при­вык­шей к кров­ной ме­сти – они по­ка­за­ли, что за зло нель­зя воз­да­вать злом, да­же под угро­зой смер­ти. «Не бой­тесь уби­ва­ю­щих те­ло, ду­ши же не мо­гу­щих убить» (Мф.10:28). Свя­тые му­че­ни­ки Бо­рис и Глеб от­да­ли жизнь ра­ди со­блю­де­ния по­слу­ша­ния, на ко­то­ром зи­ждит­ся ду­хов­ная жизнь че­ло­ве­ка и во­об­ще вся­кая жизнь в об­ще­стве. Престольный праздник отмечается в Борисоглебском мужском монастыре г. Торжка; в церкви блгг. князей Бориса и Глеба г. Твери (Краснофлотская набережная, д. 5, в Борисо-Глебском храме Покровского подворья Николо-Малицкого монастыря в Отмичах.

13.08. Заговенье на Успенский пост. Накануне поста мы празднуем заговенье - последний день, когда можно вкушать продукты животного происхождения (молочные, яйца, мясо). По строгости Успенский пост почти равен Великому, но он значительно короче - длительность его составляет две недели. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухой пищей, без отваривания. Во вторник и четверг можно есть вареное, но блюдо должно быть приготовлено без масла. В субботу и воскресенье разрешается вареная пища с растительным маслом. Рыбу в Успенский пост не едят, кроме дня праздника Преображения Господня - 19 августа. В этот же день совершается первое освящение плодов нового урожая. Строгость поста связана с тем, что этот пост является данью уважения ко дню земной кончины Божией Матери, ее мирному Успению. Потому пост телесный обязательно должен сопровождаться постом духовным - то есть воздержанием от развлечений и, тем более, от плохих дел, слов, мыслей и чувств. Нельзя в это время совершать свадьбы и потому в храмах в этот период не бывает венчаний. В это время обязательно нужно вспомнить о своей душе - не просто зайти в храм, чтобы поставить свечу, а, тщательно подготовившись, исповедаться и причаститься. Успенский пост продлится до 28 августа - праздника Успения Пресвятой Богородицы.

14.08. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста. В народе праздник называется «Первый Спас» или «Медовый Спас». Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало праздника относится к IX веку, а в XII—XIII веках он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно 31 июля часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с 1 августа (ст. ст.), две недели эту святыню носили по городу, совершая литии «для освящения мест и отвращения болезней». 14 августа (ст. ст.) Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты. В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после Литургии.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в этот день установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году. В 1164 году собрался русский Владимирский князь Андрей Георгиевич Боголюбский войной на Казанских Болгар и мусульман. При его полках всегда находились икона Богоматери и честный крест. Перед началом сражения князь имел обыкновение молиться перед этими святынями и причащаться Св. Таин. А по его примеру и повелению молились и все остальные войны его дружины. После моления войска князя всегда безбоязненно выступали против врага. Было так и в этот раз. В тот же день, в то же время на бой с персидскими Сарацинами выступил дружественный князю Андрею греческий император Мануил. В его войске так же находились иконы Спасителя, Богородицы и честный крест Господень. Во время битвы (1 августа по старому стилю), когда победа уже почти была в руках русских, произошло чудо. Светлые лучи от иконы спасителя и Богоматери покрыли своим светом всю русскую армию, и войны, воодушевленные таким Божиим благоволением с новыми силами разгромили вражескую армию, полностью подорвав их силы и заняли несколько городов противника. Впоследствии выяснилось, что и император Мануил, в тот же день сподобился со своей армией видеть точно такое же чудо. И он так же одержал победу против Сарацин. Русский князь и греческий император возвестили друг другу о своих победах над врагами помощью Божией и, после совета со своими святителями, по благословению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга установили в 1-й день августа (14 августа по н.с.) празднество в благодарность Христу Спасителю и Пречистой Его Богоматери за одержанную победу.

Праздник этот называется в народе «медовым Спасом», так как на праздничном водосвятном молебне освящается мед нового сбора. Считается, что пчелы к этому времени перестают брать взяток с цветов, и наступает пора собирать мед. По традиции, в этот день на любую пасеку ходили дети, и получали от пчеловодов свою долю меда, а сами пасечники освящали первый медовый сбор в церкви.

19.08. Преображение Господне - двунадесятый праздник Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Однако величие Преображения не ограничивается только чудесным созерцанием учениками Божества Христова, просиявшего через завесу Плоти Его. В свете Фавора перед нами открывается одновременно и все домостроительство Божие о спасении мира, что и отобразили весьма ясно в своих творениях святые песнословцы, составители стихир и канонов на день Преображения. «Соединив в Себе Божество и человечество неслиянно. Ты показал нам на Фаворе угль Божества... и тем изумил Моисея с Илиею и верховных из апостолов». Цвет богослужебных одежд в этот праздник - белый, символизирующий Божественный нетварный свет. В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, т.к. его справляют одновременно с поспеванием яблок. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. В этот день в конце праздничной Литургии совершается освящение  яблок и других овощей и фруктов - начатков нового урожая. В православной традиции в праздник Преображения принято освящать виноград. В тех местах, где он не растет, в храмах освящают яблоки. Этот обычай - священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву. Приношением и благословением плодов и колосьев церковь внушает прихожанам, что все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Кроме того, ради праздника церковный устав ослабляет строгость Успенского поста - на трапезе разрешены рыба и вино. Престольный праздник отмечается в Спасо-Преображенском соборе г. Твери на Соборной площади, а также в Преображенском соборе г. Кимры. По окончании литургии будут освящены плоды нового урожая.

26.08.Преставление (1783), второе обре́тение мощей (1991) мощей святителя Тихона, епископа Задонского Свя­ти­тель Ти­хон (в ми­ру Ти­мо­фей) ро­дил­ся в 1724 го­ду в се­мье бед­ней­ше­го при­чет­ни­ка се­ла Ко­роц­ка (Вал­дай­ско­го уез­да) и вско­ре по­сле рож­де­ния ли­шил­ся сво­е­го ро­ди­те­ля. Дет­ство и от­ро­че­ство его про­шли сре­ди ужас­ной ни­ще­ты: ино­гда це­лый день ему при­хо­ди­лось ра­бо­тать у жи­те­лей род­но­го се­ла ра­ди кус­ка хле­ба. Он ед­ва из­бе­жал на­бо­ра в сол­да­ты и по­сту­пил учить­ся в Нов­го­род­скую се­ми­на­рию, в ко­то­рой по­том стал на­став­ни­ком. Неко­то­рые осо­бен­ные об­сто­я­тель­ства (чу­дес­ное спа­се­ние от смерт­ной опас­но­сти и неко­то­рые ви­де­ния) рас­по­ло­жи­ли его к при­ня­тию ино­че­ства. В 1758 г. его по­стриг­ли в мо­на­ше­ство с име­нем Ти­хон. В сле­ду­ю­щем го­ду он был на­зна­чен рек­то­ром Твер­ской се­ми­на­рии, где чи­тал лек­ции по нрав­ствен­но­му бо­го­сло­вию. Престольный праздник отмечается в школьном храме в честь святителя Тихона в Тверской епархиальной православной средней общеобразовательной школе (Двор Пролетарки, д. 15).

27.08. Память прп. Аркадия Новоторжского. Прп. Аркадий избрал своим подвигом юродство Христа ради; разделил труды своего духовного наставника прп. Ефрема Новоторжского, участвуя вместе с ним в основании храма и обители в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Часть мощей святого были подарены Борисоглебскому мужскому монастырю г. Торжка губернатором Тверской области И. Руденей после литургии в день визита Патриарха Кирилла в монастырь 21 июля 2019 г. Празднование в честь прп. Аркадия будет совершено в Новоторжском Борисо-Глебском монастыре г. Торжка.

28.08. Успение Пресвятой Богородицы. Один из двенадцати главных праздников Русской Православной Церкви. В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим. После Вознесения Господа, Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений. Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы». «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной.           

В этот день заканчивается Успенский пост, но по причине постного дня - пятницы, за праздничной трапезой разрешается масло, рыба и вино.

По случаю праздника Успения в храмах совершается чин выноса и погребения Плащаницы Богородицы. Престольный праздник отмечается в Успенском Старицком мужском монастыре, в Успенском храме с. Пушкино Калининского р-на, в восстанавливающемся Желтиковом Успенском мужском монастыре г. Твери, а также в Успенском соборе бывшего Отроч монастыря г. Твери (наб. Аф. Никитина, 1).

29.08. Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя из Едессы в Константинополь, которое произошло в 944 году. По Преданию, во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь, который был поражен по всему телу проказой. Услышав о чудесах, творимых Господом, он послал с письмом ко Господу в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Но в Иерусалиме Анания не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей. Спаситель сам подозвал его, передав для Авгаря письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления к спасению. Потом Господь умыл лицо, отер его убрусом (холст, полотенце) и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. Ананий исцелился, но часть следов болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика, который крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Однако, при осаде Едессы (545 г.) епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спас город от неприятеля. В 944 году император Константин Багрянородный с великими почестями перенес Нерукотворный Образ Спасителя и письмо Авгарю в Константинополь.

31.08. Память иконы Божией Матери "Всецарица" Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Все­ца­ри­ца» (по-гре­че­ски – «Пан­та­насса») на­хо­дит­ся на Свя­той Го­ре Афон в Гре­ции в со­бор­ном хра­ме Ва­то­пед­ской оби­те­ли, сле­ва от цар­ских врат. Эта ико­на, неболь­шая по раз­ме­рам, на­пи­са­на в XVII ве­ке и, по пре­да­нию, бы­ла бла­го­сло­ве­ни­ем из­вест­но­го на Афоне стар­ца Иоси­фа Ис­их­а­ста сво­им уче­ни­кам. Чу­до­твор­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри «Все­ца­ри­ца» по­чи­та­ет­ся как на Афоне, так и да­ле­ко за его пре­де­ла­ми. Са­мо имя ико­ны – Все-Гос­по­жа, Все-По­ве­ли­тель­ни­ца – го­во­рит о ее осо­бой, все­объ­ем­лю­щей си­ле. Про­явив свою чу­до­твор­ную си­лу впер­вые про­тив вол­шеб­ных чар, «Все­ца­ри­ца» име­ет и бла­го­дать ис­це­ле­ния боль­ных ра­ком – страш­ней­шей из бо­лез­ней совре­мен­но­го че­ло­ве­че­ства (а ведь рас­про­стра­не­ние увле­че­ния ма­ги­ей, кол­дов­ством и ок­куль­тиз­мом по хри­сти­ан­ско­му ми­ру мож­но срав­нить с по­ра­же­ни­ем че­ло­ве­че­ско­го ор­га­низ­ма зло­ка­че­ствен­ной опу­хо­лью). Престольный праздник в домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Всецарица» при областном клиническом онкологическом диспансере г. Тверь (ул. 15 лет Октября, д.57/37, ГБУЗ "Тверской областной клинический онкологический диспансер").

Возврат к списку