03.01.2024 | Епархия

Впервые после столетнего перерыва во Входо-Иерусалимской церкви Торжка совершена Божественная литургия

3 января в воссоздаваемом Входо-Иерусалимском храме г. Торжка прошло богослужение, посвященное памяти святой мученицы Иулиании Новоторжской, княгини Вяземской. Первую после столетнего перерыва Божественную литургию совершил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 

Почтить подвиг святой княгини-мученицы Иулиании Новоторжской, ставшей примером целомудрия и верности для современных людей, собрались на богослужение прихожане, директора средних школ Торжка, гости и благотворители.

Благочестно в законе поживши и благими делы украсившися, яко крепкий адамант, явися, целомудренная святая благоверная княгине Иулиание, тленную славу и добротство телесное презревши, злокозненнаго врага победила еси, целомудрия ради мученическую смерть приняла еси. Сего ради от Христа Бога нетленным и вечным венцем венчавшися, ныне с лики мученик ликуеши и нам велия чудеса, приходящим ко гробу твоему обильно источаеши. Темже ти вопием: молися Христу Богу о всех нас, верою и любовию страдания твоя почитающих.

На праздничной Литургии главе Тверской митрополии сослужили благочинный Торжокского церковного округа, настоятель храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы г. Торжка протоиерей Николай Алексеев, настоятель Входо-Иерусалимского храма г. Торжка священник Михаил Рогозин, настоятель храма Илии Пророка г. Торжка протоиерей Николай Симчук, настоятель храма святителя Николая г. Торжка протоиерей Сергий Бабак, настоятель церкви Спас-на-Низу Торжокского района протоиерей Георгий Беляков, настоятель храма Воскресения Христова с. Прутня Торжокского района протоиерей Александр Хлебников, настоятель церкви Казанской иконы Божией Матери в Марьине Торжокского района священник Олег Волошин, протодиакон Роман Соколов, диакон Николай Кувшинов.

Песнопения исполнил хор под управлением П.В. Флоринской.

Во время чтения часов митрополит Амвросий, вынимая частицы из просфор, помянул синодики и записки о здравии и об упокоении. 

На сугубой ектении были произнесены прошения о мире.

После заамвонной молитвы архипастырь совершил славление и прочитал молитву благоверной княгине Иулиании:

О всехвальная мученице, святая угоднице Божия, благоверная княгиня Иулиание! Ты супружеския ради чистоты душу свою положила еси и за целомудрие даже до крови подвизалася еси, и сего ради, аще и жена была еси, обаче к лику праведных дев сопричтена быти сподобилася еси.

К тебе, велие дерзновение ко Владыце стяжавшей, смиренно притекаем и умильно просим тя: подаждь нам отраду и свобождение от плотския брани, житие целомудренное и благочестное в супружестве, девстве пребывание, се бо страстьми плотскими обуреваемся, и грехов многих пучина объяла есть ны. Темже и несть мы достоины ниже взирати на высоту Небесную, ниже Господа в помощь свою призывати.

Буди нам помощница во спасение скорая и от зол и обстояний избавительница неодолимая. Всех, с верою несумненною к Богу приходящих и молитвенно к тебе притекающих, от всяких бед душевных и телесных свободи, скорбящия обрадуй, труждающимся помози, плачущия утеши, изнемогающия поддержи, нападствуемым буди заступница, вдовицам и сирым защитница, младенцем питательница.

Помози нам, да не погибнем со страстьми и похотьми нашими, но да управим живот наш во всяком благочестии и чистоте, яко да соделаем телеса наша храмом живущаго в нас Духа Святаго и прославим благодать и милость Триединаго Бога во веки веков. Аминь.

Завершая богослужение, митрополит Амвросий обратился со словом:

Всех вас сердечно поздравляю с днем памяти святой мученицы — княгини Иулиании Вяземской, Новоторжской, которая была погребена в рядом стоящем храме и мощи которой были обретены здесь, в Спасо-Преображенском храме города Торжка, который, так же как и этот храм, посвященный Входу Господню в Иерусалим, возрождается после поругания, забвения и многих десятилетий отсутствия богослужения. Сегодня мы совершаем здесь богослужение впервые за последние сто лет. Это настоящее торжество Православия в городе Торжке, который был до известных событий революции, разрушивших устои нашего Отечества, уничтоживших миллионы наших соотечественников, жемчужиной Святой Руси. Сколько здесь было храмов, монастырей, священнослужителей, монашествующих, верующих людей, которые воздвигли эти храмы и ходили в них. И нам еще очень много нужно работать над собой, чтобы хотя бы приблизиться к тем условиям жизни во Христе, в которых жили наши предки.

Сегодня мы отмечаем память святой, жизнь которой для современного человека непонятна и святость которой, возможно, даже смущает. Потому что у современного человека уже настолько изменено сознание, что он требует идеальной жизни от других и абсолютно равнодушно относится к своей личной духовной жизни. Так и бывает часто: грешники всегда видят в других только грех, а святые даже в грешнике видят человека, созданного по образу и подобию Божию. 

Вчера наша Церковь отмечала день памяти праведного Иоанна Кронштадтского. Если мы прочитаем его дневники, то, наверное, многие не только будут смущены, а может, даже и соблазнятся всем тем, что писал о себе святой праведный Иоанн Кронштадтский. Петербургское общество было разделено. Одни его почитали, благодарили, притекали к нему, приглашали к себе в дома и считали великим даром от Бога, если он придет, отслужит молебен, благословит кого-то и помолится о ком-то, потому что на опыте видели, как он исцелял больных, страдающих и воодушевлял людей христианской жизнью, прежде всего будучи пастырем Евхаристии. А с другой стороны, другая часть, в большей степени интеллигенция, ненавидела его, осуждала его, навешивала на него ярлыки. Если мы будем читать дневники Иоанна Кронштадтского, мы увидим, что он был обычным человеком, в какой-то степени таким же, как и мы с вами, грешником, который мог и осудить, и разгневаться, не выплатить зарплату диакону за неблагоговейное с его точки зрения служение, толкнуть кого-то, даже ударить в гневе, будучи ревностным, возможно, не по разуму. Да и другие страсти, присущие современному человеку, тоже жили в Иоанне Кронштадтском. И однако он святой чудотворец. А потому что святой — это не значит безгрешный. Святой — это тот, который через тернии, через все испытания, через непроходимый лес страстей идет к свету Солнца Правды и честен по отношению к себе, к Богу и к жизни. Когда праведный Иоанн Кронштадтский в дневнике записывал за собой свои мысли и свои поступки, он наверняка понимал, что когда-то дневники его будут раскрыты, хотя после его смерти они были покрыты секретом, дабы не уничтожить ореол святости у простого народа, который по-своему святость понимает. Но однако, несмотря ни на что, он писал честно, что его мучает, о чем он переживает, что его одолевает, с чем он борется, что он побеждает и что побеждает его. Наверное, действительно соблазном будет звучать даже сегодня в этом храме для многих свидетельство о том, что долгие годы Иоанн Кронштадтский не мог справиться со страстью курения. Однако он боролся со своей страстью и писал в своем дневнике о том, что табак действительно очерняет душу человека. 

Святой — это не безгрешный. Святой — это тот, кто горит любовью к Богу и Церкви. Но мы все заражены бациллой греха. Ныне празднуемая мученица Иулиания пострадала за то, что она до смерти своей решила остаться верной своему мужу, не соблазнившись на обещания и даже насилие со стороны другого князя, она не побоялась взять в руки нож и этим ножом защищаться от него. Возможно, сегодня ни праведный Иоанн Кронштадтский, ни Иулиания Новоторжская, ни князь Симеон и уж тем более князь Юрий, который руки ей отрубил, а потом каялся до слез и до кровавого пота в Веневском монастыре, тоже канонизированный Церковью, не были бы прославлены. Потому что мы стали другими. Мы перестали видеть в человеке святость, а видим только грех. А ведь грех и святость рядом всегда. Но есть весы. Мы знаем, как работают весы. Совсем немного, и чаша перевешивает. И уже то, что даже было положено на противоположную чашу в виде груза греха, оно становится легким тогда, когда вера сильна, когда поступки пламенные, когда люди по-настоящему пытаются, падая и восставая по мере сил, жить по закону Божиему. Вот такая была и княгиня Иулиания — мужественная, непреклонная, в чем-то слишком горячая, но, однако, она стала иконой верности мужу. Она стала иконой целомудренной жены. Не девой, не иконой девственности, а именно целомудренной жены, верной своему мужу. И тогда, когда ее почтили и признали иже во святых, в том числе и благодаря тем чудесам, которые исходили от нее после обретения ее святых мощей, народ имел идеал жены, верной своему мужу, верной до смерти, целомудренной. Вот именно поэтому так быстро она стала почитаться в народе. Потому что идеалы были у людей совсем другие, нежели сейчас. Но мы, вспоминая святых, должны бы возвращаться к этим истокам. Мы все покалечены, изранены, искажены миром сим, в том числе и через средства массовой информации, которые сегодня, как никогда еще в истории человечества, обрушились на всех нас и переформатируют наше сознание, наше сердце, пытаясь сделать самое главное, что поставил целью враг рода человеческого, — увести нас от Бога. Но мы еще можем сопротивляться, потому что мы соединяемся со Христом в Таинстве Евхаристии, держимся изо всех сил за Его руку, давно протянутую к нам. И поэтому, даже если падаем и согрешаем, мы всё равно встаем и идем изо всех сил, вопреки всем страшным и сильным ветрам, которые пытаются нам помешать, и идем за Христом. И должны хотя бы в своей христианской среде жить так, чтобы вернуть те идеалы, или хотя бы жить теми идеалами, которые были во времена святой мученицы Иулиании Новоторжской. 

Благодарение Богу за то, что эти два храма, Спасо-Преображенский и Входо-Иерусалимский, сегодня в большей степени воссозданы. Хотя еще, конечно, немало нужно сделать для того, чтобы они воспряли в своей былой красоте и благолепии. И особенно обустроить то место, где прежде была погребена Иулиания Новоторжская и где был целебный источник, который источал целебную воду. Он находится под клетью этого Спасо-Преображенского собора. И дай Бог нам всем дожить до того времени, когда мы там тоже сможем молиться, на месте погребения святой, мощи которой, к сожалению, утеряны, и следы их потерялись. Но святая жива, она перед Богом, она и без мощей нас слышит и видит. А то место, где эти мощи прежде лежали, несмотря на закрытие храма, осквернения и поругания, они освятили и благословили. И мы верим, что даже без мощей оно будет источником чудес и исцеления, как и прежде, когда святая Иулиания находилась здесь, в Торжке, своим целебным телом, своими мощами.

Признаюсь, я даже удивился, когда переступил порог этого храма, что так много сегодня собралось людей. В новогодние дни люди отдыхают, в том числе от Нового года. А вы, верные по-настоящему, пришли сюда, и я увидел воочию, что жители Торжка любят княгиню Иулианию и ценят то, что храм этот воссоздан, что в нем сегодня совершилась первая после столетнего перерыва Божественная литургия, а мы все с благодарностью Богу стали участниками этого пира веры, настоящего торжества нашей Церкви и действительно исторического события. 

И если вы даже не ведете дневники, запишите где-то, в своем календарике или в записной книжке, о том, что вы сегодня стали участником этого исторического события. Вы молились здесь, во Входо-Иерусалимском храме, в день памяти Иулиании Новоторжской за Божественной литургией, которая была совершена впервые после столетнего перерыва. И пусть Господь благословит всех вас по молитвам святой княгини.

По окончании богослужения глава Тверской митрополии вручил награды во внимание к трудам по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. К.П. Стрединину, директора Мирновской средней школы Торжокского района, и В.А. Евграфову митрополит наградил медалями священномученика Фаддея, архиепископа Тверского III степени.

К праздничному дню губернатор Тверской области И.М. Руденя направил поздравительную телеграмму:

Подвигом княгини Иулиании стала защита малой Церкви — семьи. Она пожертвовала жизнью, чтобы сохранить обеты супружества, святыню брака. Пусть по молитвам святых жен Верхневолжья на нашей земле укрепляются многовековые духовно-нравственные традиции, институт многодетной семьи. 

***

Из истории Входо-Иерусалимской церкви в Торжке

Храм был заложен 25 июля 1837 г., в день рождения императора Николая I. Главный престол освящен во имя Входа Спасителя во Иерусалим, придельный на правой стороне во имя великомученика Никиты и «Неопалимой Купины», а придельный на левой стороне во имя святителей Николая Чудотворца и Митрофана Воронежского. Теми же купцами Уваровыми оная церковь в 1851 г. возобновлена стенным писанием на Альфреско.

В 1929–1930 гг. храм был закрыт. В нем разместился склад Союзплодовоща. В 1936 г. здание передали под хлебопекарню. Видимо, в это время глава и два яруса колокольни были разобраны. Хлебозавод работал здесь и после Великой Отечественной войны. В 1947 г., после войны, здание собора, где размещалась пекарня, было отремонтировано. В 1973 г. собор и теплую церковь передали заводу «ЭЛМА». В 1974 г. здание включили в государственный список памятников архитектуры. В 1977 г. была проведена внешняя реставрация церкви, в том числе восстановлены барабан и купол (ведущий архитектор А.И. Кустов). В 2010-е гг. завод выехал из храма, и он пустовал. В 2018 г. в рамках федеральной целевой программы «Культура России» были выделены средства на разработку проектной документации на реставрацию собора Входа Господня в Иерусалим в Торжке. К сожалению, восстановление колокольни в этом проекте не запланировано. В июне 2020 г. в соответствии с государственным контрактом подрядная организация ООО «Реставрационная компания “Гефест”» приступила к реставрационным работам, их окончание запланировано на 2024 г.

22 сентября 2022 г. настоятелем был назначен священник Михаил Рогозин. Был подписан договор об отоплении соборного комплекса от Теплосети Торжка. Отопление работает с 2022 г. Разработан и утвержден эскизный проект фаянсового иконостаса Входо-Иерусалимского храма. 

Заключен договор на его изготовление с ОАО «Паллада».

***

Святая княгиня-мученица Иулиания Новоторжская

Иулиания была женой Вяземского князя Симеона Мстиславича. После завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский дал им в удел г. Торжок. Здесь князь Юрий прельстился красотой Иулиании и любыми путями пытался склонить ее к прелюбодеянию, но все усилия его были тщетны. Тогда во время пира Юрий убил мужа Иулиании, надеясь после этого насильно овладеть ею. Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. После этого, как пишет летописец «…бысть ему грех и студ велик и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия». Произошло это в 1406 г.

Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался в 1408 г. и стал местночтимым святым.

Весной 1407 г. больной крестьянин увидел, что по реке Тверце плывет против течения тело убиенной княгини, и услышал голос, повелевший собрать духовенство и совершить погребение тела у южных дверей Спасо-Преображенского собора г. Торжка. В тот же момент больной исцелился от болезни. Воля святой мученицы была исполнена, и во время погребения многие больные чудесно исцелились. С тех пор ко гробу княгини постоянно приходили люди с верой в благодатную помощь святой.

В 1598 г. один диакон после сорокадневной молитвы и поста решил тайно открыть ее могилу. Но из гробницы вырвался огонь и ожег его лицо, так что долгое время провел он в тяжелой болезни. Голос сказал ему при этом: «Не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией!» Через два месяца диакон получил исцеление от ожога после молитв у гробницы мученицы. Святая Иулиания наказывает согрешившего, но и исцеляет от болезни после раскаяния.

В 1815 г. разбирали старый Преображенский собор, и стала видна часть гробницы. Больные, касавшиеся ее, получали исцеления. 2 июня 1819 г. в соборе был устроен придел в честь святой княгини. Драгоценная рака с мощами ее пребывала в новом Преображенском соборе. В 1918 г. собор закрыли. До 1930 г. мощи покоились в храме Архангела Михаила. С тех пор судьба их неизвестна.

Пречистая Матерь Господа даровала святым женам Руси благодать и силу в исполнении закона материнства во всей его красоте, любви и самоотверженности. Такое материнство возможно на земле лишь при хранении святыни брака — образа единства супругов в любви. К восстановлению этого единства и была призвана Святая Русь. Недаром одной из главных черт древнерусской женской праведности было хранение целомудрия христианского брака как великого Таинства Церкви. Не девственница, а целомудренная жена воспета православной Русью. Благоверные княгини — прежде всего верные жены и помощницы мужу в его трудах.

Хранение святыни брака — один из величайших подвигов человека, и темные силы любыми средствами пытаются разрушить всякий брак, в котором супруги приближаются к восстановлению единства, явленного в жизни святых Петра и Февронии Муромских.

Святая Иулиания — хранительница и защитница целомудрия. Но целомудрие — один из трех обетов, которые дают при монашеском постриге (два других — послушание и нестяжание). Поэтому она является помощницей всем, кто проводит монашескую жизнь в миру.

Пресс-служба Тверской епархии 

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.