14.09.2021 | 750-летие епархии

В годы военных испытаний

Помощь тверских верующих фронту

В 1941 г. началась Великая Отечественная война, которая нанесла новый удар по церковной жизни Калининской епархии. Вследствие близости региона к западной государственной границе и из-за стремительного продвижения немецкой армии вглубь СССР уже через 2 недели после начала войны сражения велись на территории Калининской области. К середине октября 1941 г. около половины её территории оказалось в зоне оккупации: под контролем неприятеля находились 38 из 69 районов, а также областная столица. Боевые действия в отдельных частях региона продолжались до середины июля 1944 г.

В результате ожесточённых сражений Калининской области был нанесен огромный урон, особенно это касалось её западных районов. Многие храмы были разрушены или существенно пострадали, однако сотни церквей всё же сохранились. Следует упомянуть о том, что в районах оккупации нередки были случаи, когда немцы разрешали возобновить богослужение в храмах, прежде закрытых решением советской власти.

С началом Великой Отечественной войны Русская Церковь выступила с прямой поддержкой народа и власти в борьбе с фашистскими захватчиками. Уже в день нападения гитлеровской Германии на СССР, 22 июня 1941 г. митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), который на тот момент занимал пост Патриаршего местоблюстителя, обратился с посланием к «Пастырям и пасомым Христовой Православной церкви». В этом воззвании были следующие слова: «Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства». Таким образом, Церковь в равной мере благословляла вооружённое сопротивление врагу, труд на нужды фронта и сбор средств для обороны государства. За первые три года войны верующие Калининской области собрали деньгами, продуктами и различными предметами почти 1,2 млн рублей, которые пошли на поддержку армии и помощь тылу.

Изменение государственной политики по отношению к Церкви 

В 1943 г. происходит изменение курса государственной политики по отношению к Церкви. Проявлением этого стали более терпимое отношение со стороны советской власти, созыв Архиерейского Собора, избрание патриарха Сергия (Страгородского) и открытие храмов. Это относительно благоприятное для православия время в исторической науке порой называют «малым возрождением», «церковным возрождением», а также «примирением Церкви и государства».

Уловив изменение направления политического вектора, верующие начали активно ходатайствовать о возобновлении богослужебной жизни в уцелевших церквях. По количеству заявлений, которые были поданы в 1944-1947 гг. на открытие храмов, Калининская епархия находилась на третьем месте среди всех епархий РСФСР: от прихожан за это время поступило около 1500 обращений. Не удивительно, что в документах Совета по делам Русской Православной Церкви Калининская епархия характеризовалась как одна из самых активных в РСФСР в борьбе за возвращение церквей.

Впрочем, бюрократическая процедура, которую следовало пройти для открытия храма, была крайне сложной, и власти выносили положительное решение лишь в 5-10 % случаев. Открытие прихода осложнялось или же становилось решительно невозможным, если поблизости уже находилась действующая церковь, если храмовое помещение использовалось под хозяйственные или культурные нужды, если здание было в аварийном состоянии и т.д. Порой ожидание затягивалось на 7-8 лет. Не удовлетворяясь столь медленным ходом дела, некоторые люди самостоятельно отправлялись во властные инстанции и требовали скорейшего принятия положительного решения. Только за три месяца 1946 г. к уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Калининском облисполкоме с этой целью явились около 200 человек. Пытаясь ускорить процесс возрождения местной церковной жизни, верующие порой прибегали к подаркам и попыткам подкупа советских чиновников. 

Несмотря на все препоны, приходская система в Калининской епархии постепенно восстанавливалась. К началу 1944 г. службы совершались в 62 храмах, к началу 1946 г. – в 79, а к концу 1946 г. в регионе насчитывалось уже 113 действующих церквей; всё это говорит о том, что с момента начала «малого возрождения» было открыто около сотни прежде закрытых храмов. Подавляющее большинство таких церквей находилось в сельской местности, что не вызывает удивления, т.к. по сообщениям благочинных городские жители в основном были неверующими и коммунистами. Впрочем, именно в это время в Калинине был открыт самый древний собор города – «Белая Троица», а в Осташкове были возобновлены богослужения в Вознесенском соборе; примечательно, что в обоих случаях храмы оставались единственными действующим церквями в своих городах до конца советской эпохи. Численность духовенства в Калининской области в это время была невелика: количество священников и действующих церквей были сопоставимы.

Послевоенный религиозный подъем

 В целом, Великая Отечественная война вызвала в народе мощный религиозный подъём, и люди стали активно посещать церкви, богослужения в которых по настоянию епархиального руководства проводились ежедневно. Несколько раз в год с разрешения светских властей организовывались крестные ходы, а верующие самостоятельно совершали паломничества на святой Оковецкий источник. В период «церковного возрождения» в праздничные дни соборы в Калинине, Вышнем Волочке и Бежецке привлекали в прямом смысле слова тысячи верующих: храмы не могли вместить всех желающих, и многие люди были вынуждены стоять на улице.

Дмитрий Беговатов, кандидат исторических наук

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.