19.10.2021 | 750-летие епархии

Калининская (Тверская) епархия в послевоенные годы

 В целом, Великая Отечественная война вызвала в народе мощный религиозный подъем, и люди стали активно посещать церкви, богослужения в которых по настоянию епархиального руководства проводились ежедневно. Несколько раз в год с разрешения светских властей организовывались крестные ходы, а верующие самостоятельно совершали паломничества на святой Оковецкий источник.

В период «церковного возрождения» в праздничные дни соборы в Калинине, Вышнем Волочке и Бежецке привлекали в прямом смысле слова тысячи верующих: храмы не могли вместить всех желающих, и многие люди были вынуждены стоять на улице.

Понятно, что такое религиозное воодушевление служило препятствием при попытках закрыть церковь.

В 1940-1950-е гг. в Калининской епархии достаточно остро ощущалась кадровая проблема, которая имела несколько составляющих. Во-первых, из-за нехватки иереев порой оказывалось невозможно замещать вакантные священнические места в действующих храмах, что грозило закрытием и так немногочисленных приходов. Епископ Варсонофий (Гриневич), который управлял епархией в 1954-1958 гг., решал этот вопрос за счет приглашения духовенства из других областей СССР. В частности, в период его нахождения на калининской кафедре из западных районов Украины и Белоруссии на тверскую землю приехали около 50 священнослужителей.

Другой гранью кадровой проблемы послевоенного времени был образовательный уровень духовенства: около половины иереев имели среднее образование, а треть – только начальное. В епархии остро ощущалась потребность в создании пастырских курсов, которые могли бы дать священникам хоть какую-то профессиональную подготовку, и это удалось сделать епископу Арсению (Крылову), который занимал калининскую кафедру в 1945-1950 гг. Появление молодых и более образованных священников в 1950-е гг. привело к активизации церковной жизни в регионе.

Третьей стороной кадровой проблемы было большое влияние светской власти (в лице уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви) на посвящение клириков и определение их к приходам. Все вместе это в значительной степени определяло пределы возможностей духовенства влиять на паству.

Поворот советской власти к Русской Православной Церкви, который обозначился в 1943 г., был недолгим.

Добившись решения ряда важных задач, государство с конца 1948 г. снова начало усиливать давление на религию, а по некоторым признакам эту тенденцию можно уловить уже в 1947 г. Так, в середине 1947 г. численность действующих церквей в Калининской епархии уменьшилась до 98, в 1948 г. закрытие отдельных храмов продолжилось, и к ним добавились избирательные аресты священников. В 1949 г. в Калининской области не было открыто ни одной новой церкви – и это при том, что в 12 районах региона действующие храмы отсутствовали в принципе.

В послевоенные годы в Калининской епархии четко фиксируются две кампании по закрытию храмов: первая имела место в 1949-1955 гг., вторая – в 1959-1964 гг. Впрочем, они уже не походили на те крайне агрессивные закрытия церквей, которые наблюдались в 1920-1930-е гг.: теперь это было эпизодическим, а не массовым явлением, и в обоих случаях большая роль отводилась местным властям.

В первую послевоенную антицерковную кампанию сопротивление верующих действиям властей было достаточным сильным, и всего в это время было закрыто около 40 храмов. Одним из главных инструментов давления со стороны государства был экономический фактор: священнослужитель облагался непомерно высоким налогом, что порой приводило к отказу иерея от официального служения и переходу на нелегальное положение. Также власть умело использовала внутренние противоречия внутри прихода, удаляя под этим предлогом священника и не назначая нового.

Впрочем, перемены в высшем эшелоне власти, которые обозначились после смерти И. В. Сталина, привели к тому, что в антицерковном наступлении произошел определенный откат назад: часть храмов была открыта вновь. Некоторым показателем уровня религиозности населения Калининской области в это время могут служить следующие цифры: в 1957 г. в 20 % случаев рождение и смерть жителей региона сопровождались совершением соответствующих церковных таинств и обрядов.

В 1958 г. период «церковного возрождения», начавшийся в 1943 г., завершился, и Н. С. Хрущевым была развязана вторая послевоенная антицерковная кампания (1959-1964 гг.). Если в 1958 г. в Калининской епархии была зарегистрирована 91 церковь, и при этом действовали 88 храмов, то за годы «хрущевских гонений» численность зарегистрированных храмов уменьшилась до 57, а количество действующих церквей сократилось до 47.

В эту пору власть по-прежнему активно использовала экономические рычаги давления на религию и духовенство. Оклад сельского пресвитера умышленно был установлен настолько мизерным, что прожить на него семье священника было совершенно невозможно. Кроме того, приходам намеренно усложнили прохождение процедуры перерегистрации, и те из них, которые были закрыты в 1959-1962 гг., уже не имели возможности получить новую регистрацию. Еще одним веянием хрущевского времени стало засилье церковных старост, которые с 1960-х гг. получили практически полный контроль над всеми приходскими делами и финансами. Так как нередко старостами оказывались люди малообразованные и морально нечистоплотные, то, по задумке властей, это должно было системным образом подрывать авторитет Церкви и способствовать ее медленному умиранию. Наконец, в конце 1950-х – начале 1960-х гг. в храмах Калининской области по настоянию уполномоченных органов прекращается практика ежедневного совершения богослужений.

Хотя ряд исследователей связывает окончание второй антицерковной послевоенной кампании со смертью Н. С. Хрущева, прекращение «хрущевских гонений» на Церковь все же трудно зафиксировать однозначно, т.к. наметившийся тренд был господствующим до конца 1980-х гг. В качестве иллюстрации можно указать на судьбу тверского храма Александра Невского на Привокзальной площади: после закрытия в 1929 г. церковь использовалась как хлебохранилище, магазин, жилое помещение, а в 1983 г. была полностью разрушена в связи со строительством здания железнодорожного вокзала.

Советская эпоха принесла Русской Православной Церкви столько бед, сколько на ее долю никогда раньше не выпадало. То, что до этого созидалось поколениями и столетиями, в XX в. безжалостно и бездумно разрушалось за считанные годы; там, где раньше возносилась молитва сотен и тысяч христиан, в годину испытаний царила мерзость запустения. Однако для нашего народа эти страшные годы стали временем великого очищения, и русская земля в этот период дала миру целый сонм святых мучеников и исповедников, которые стали ходатаями за свою Родину пред престолом Всемилостивого Бога.

Пройдя через горнило испытаний, Русская Православная Церковь вышла из безбожной эпохи укрепленной и несломленной.

Было время разбрасывать камни – и однажды наступило время их собирать. И когда советские граждане слышали публичное обещание Н. С. Хрущева показать в 1980 г. по телевизору последнего попа, вряд ли кто-то предполагал, что уже в 1988 г. в истории Церкви и русского православия наступит совершенно новая эпоха – время возрождения и восстановления порушенных святынь.

Дмитрий Беговатов, кандидат исторических наук

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.