29.11.2021 | Богослужение

Спасение через терпение

«Терпением вашим стяжите, то есть спасайте, души ваши», — слышим мы призыв Христов, сказанный Им после слов о том, как тяжело будет тем, кто носит на себе имя Его. Господь говорит нам о терпении как о такой добродетели, которая может привести ко спасению, несмотря на все внешние трудности и вызовы. Что же такое терпение и нетерпение и какими нам надо быть, чтобы спасти души свои по слову Господню?

Мы знаем, что всё, о чем сегодня сказано в эсхатологическом Евангелии, то есть в евангелии о судьбах мира, в том числе о судьбах последних, о будущем мира, который всегда стремится к концу, — сказано и о нашем времени. Поскольку мир в разные времена переживает свою эсхатологию в разных своих частях, подобно тому как каждый из нас предстает на суд в свое время, но о всеобщем конце и о последнем Суде знает только Господь. Мы знаем из истории человечества, из исторического опыта то, что эти слова Христовы уже сбывались в разных странах в разное время. Сбываются они и поныне. Сбываются они и среди нас, в наше время, может быть, не будучи столь отчетливо нами различимы.

«Будете ненавидимы за имя Мое» — разве не бывает такого теперь? И даже так: разве не бывает такого среди нас, церковных людей, называющих себя братьями и сестрами во Христе? «Будут предавать вас и родители, и родственники, братья ваши, будут предавать вас на суд в синагогах» — разве не происходит такого с кем-то из нас ныне? Мне кажется очень неслучайным и то, что Господь говорит именно о местах молитвы и служения Ему как месте неправедного суда. Задумаемся, не бывает ли такого и среди нас, когда мы сами становимся судьями своим собратьям, которые, как мы считаем, поступают неправильно, даже когда они делают это во имя Господне? Разве не осуждаем мы и добрых священнослужителей за их доброту, и подвижников — за их подвиг, и добродетельных мирян — за их добродетель, словно завидуя их образу жизни и духовной глубине, как некогда Каин позавидовал Авелю, который первым исполнил слова Христа о том, что за ревность о Боге можно быть убитым?

Ведь мы часто понимаем эти евангельские слова Христа о том, что верующих в Него будут преследовать, так, будто бы нас будут преследовать за веру в Него. И, пожалуй, мы никогда не склонны думать, что можем оказаться с другой стороны баррикад, на месте тех самых братьев, которые предают, на месте тех самых судий, которые судят в доме молитвы, на месте всех тех, кто ненавидит и гонит других за то, что они носят на себе имя Христово. Мы никогда не думаем, что это мы можем оказаться теми самыми гонителями, о которых говорит Господь.

Но, если подумать, то именно так ведь и поступает всякий, кто судит, гонит, клевещет, обвиняет ближнего, находящегося с ним в одной Церкви, верующего во Христа, своего собрата или даже сослужителя. Хотя, по большому счету, и любого ближнего, которого мы как-то обвиняем, на которого возводим клевету, которого пытаемся в чем-то обвинить, открыто или тайно. Ведь мы никогда не знаем, что внутри у человека. Мы склонны судить по внешним признакам, да еще и мерой всех вещей считать самих себя и собственное понимание о том, как поступать правильно, а как — нет. Мы обвиняем, осуждаем и преследуем, опираясь на собственные религиозные чувства и соображения. И делаем всё это именно так, как предсказывал Христос. Не страшно ли это?

И вот Господь нам говорит, что спасти свою душу можно терпением. Мы осуждаем, упрекаем или даже гоним других, потому что нетерпеливы. Мы не можем стерпеть, когда кто-то не такой, как мы. Мы не можем потерпеть, пока кто-то входит в Церковь Христову и потихоньку знакомится с нашими традициями и представлениями о правильном. Мы не можем терпеть присутствие человека, непохожего на нас. Всё это раздражает нас, мы неспокойны. 

Мы нетерпимы и нетерпеливы к другим, а особенно, как правило, к самым ближним — к членам собственной семьи и к собратьям в семье церковной. Их-то мы и готовы преследовать, судить и уничижать нещадно, ибо они, в силу своей близости или зависимости, всегда более уязвимы. А еще более уязвимы те, кто любят нас, те, кто желают проявлять к нам терпение и не воздают желчью на нашу желчь. И всё это бесконечно печально, поскольку, читая обличающие слова Христа, нам так сложно рассмотреть то, о чем Он предупреждает, в самих себе, даже когда это начинает уж совсем ясно, выпукло и даже гротескно в нас проявляться.

И именно для того, чтобы научиться терпению и стать способными разглядеть в себе духовные болезни, мы и собираемся вместе. Когда мы находимся вместе — мы можем помогать друг другу измерять духовную температуру, учиться видеть проблемы в собственной нетерпимости, а не в других людях. Конечно, это не случается автоматически, а происходит только тогда, когда мы хотим стать лучше и ведем работу над собой, пытаясь пресекать в себе поползновения зла.

Мы даны Богом друг другу не для того, чтобы стать обвинителями друг друга перед Богом и перед людьми. Мы даны Богом друг другу для молитв друг за друга, для понимания собственных грехов, которые открываются по молитве собратьев. Для того, чтобы научиться, наконец, обвинять не кого-то, а только лишь самого себя. Мы ведь читаем и слышим слова Христа о том, что должны носить бремена друг друга, чтобы исполнить Христов закон. Чтобы стать подобными Ему, Который «взял на Себя немощи наши и понес наши болезни… и наказание мира было на Нем» (Ис 53:4–5). Мы знаем об этих словах, и нам всегда стоит помнить, что жизнь христианина и есть это несение Креста, несение тяжестей друг друга, разделение тяжести бремени своего брата. И если мы не поступаем так, то не соблюдаем закон Христов, ибо именно этот вывод следует из слов Господа о бремени другого.

И удивительно, что таким невероятно тяжким бременем для нас становится свобода другого. Его независимость от нас и нашего мнения, его образ мыслей и поведения, его особенности, его инаковость и непохожесть на нас. И когда мы нетерпеливо отталкиваем, осуждаем, порицаем такого человека — мы сбрасываем бремя его свободы с собственных плеч. Ведь они испытывают наше терпение. Ведь его свободы мы как раз и не умеем потерпеть.

И вот когда мы наслаждаемся осуждением и злобой к другому, а особенно когда нам кажется, что делаем мы это из своей религиозной правоты или из какой угодно другой правоты, — вот тут бы нам и нужно остановиться и понять, что это и есть та уловка, которой был уловлен еще Каин, а потом все религиозные люди, те, которые стали убийцами пророков, те, которые позже убили и Христа. Именно поэтому нам так важно учиться терпению. Потому что только терпение поможет нам не оказаться на месте тех самых гонителей, о которых ныне предупреждает нас Господь.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 29 ноября 2021 года.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.