01.05.2024 | Вера

Преданность и предательство

Когда же Иисус был в Вифании… Этими словами начинается один из самых ярких и противоречивых отрывков Евангелия от Матфея, рассказывающий нам о двух взаимосвязанных, но кардинально разных поступках. С одной стороны, бескорыстное действие женщины, которая возлила миро на Христа, с другой — корыстный поступок Иуды, одного из двенадцати учеников, который за тридцать сребреников решил предать своего Учителя.

В Великую Среду, самую сердцевину Страстной седмицы, встречаемся лицом к лицу с двумя глубокими тайнами человеческого бытия, сердцевиной человеческой души: святостью бескорыстной жертвы ради другого и трагедией корыстного предательства. Эти две темы переплетаются в евангельском рассказе о визите Христа в дом Симона прокаженного, где женщина-мироносица и Иуда Искариот предстают перед нами как антиподы: лица духовного поиска и духовной потери.

Миропомазание в доме Симона прокаженного — это акт, который раскрывает перед нами глубину мистического единения человека с Божественным. Это и миропомазание как знак смерти и погребения, это и помазание на царство, которое Бог получает от рук человека, это и миропомазание — печать Духа, которую Богочеловек принимает от рук женщины-грешницы.

Когда миро касается тела Спасителя, оно свидетельствует о грядущем уничтожении и преображении, о смерти, которая станет вратами к воскресению. Женщина действует из глубины интуитивного понимания мессианской миссии Христа, ее дар — это проявление того, что богословы называют «пророческим видением»: видеть сквозь и за пределами непосредственного.

В контрасте с женщиной стоит Иуда. Его имя стало синонимом предательства. Иуда выбирает путь смерти, обращаясь к первосвященникам и спрашивая, что они дадут ему за предательство Христа. Тридцать сребреников — цена за жизнь Учителя, за жизнь Спасителя мира. Этот выбор подчеркивает драматическую разницу в понимании ценностей между Иудой и Марией. Там, где она видит возможность проявить любовь и благоговение, Иуда видит возможность личной выгоды.

Предательство Иуды, о котором так часто вспоминает Церковь в эти дни, — трагичная история, история духовного ослепления и отчаяния. Вряд ли он сделал это только из-за жажды денег, дело не просто в жадности. Иуда, возможно, видел в Иисусе Христе исключительно земного царя и освободителя, но не признавал Его как Спасителя, страдающего, принимающего на Себя грехи мира. Так, в Иуде разворачивается драма утраченной веры, которая обращается в акт предательства. Он выбирает самый ужасный путь возмездия — предать Того, Кто пришел служить, поняв, что Он пришел именно служить, а не для того, чтобы Ему служили.

Наши сердца, подобно алавастру с миром, могут быть совершенно разбиты в эти дни перед Богом — в знак полной самоотдачи и подчинения Его святой воле, в знак скорби о Его страданиях, которые вновь разворачиваются перед нами в эти дни. Но мы призваны Им не только сострадать Его страданиям. Мы призваны не просто избегать предательства, как Иуда, но активно искать способы проявления своей любви к Богу и ближним. Наши жизни должны стать миром, которое мы возливаем на ноги Христа, отражая нашу глубокую благодарность и преданность Ему.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 1 мая 2024 года. Великая Среда. Воскресенский собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.