02.04.2023 | Вера

Земная власть: природа и смыслы

Помимо всех прочих смыслов, которые несет сегодняшнее воскресное Евангельское чтение, рассказывающее о диалоге Господа с учениками, мы можем почерпнуть важную мысль о природе и смысле власти земной. Как и все иные проявления человеческой жизни, испорченные и извращенные после грехопадения, власть, данная человеку как благо творить новое и ухаживать за Божественным садом любви, довольно часто используется во зло и корысть, в потакание своим страстям. И даже более того, будучи одной из самых великих сил, данных человеку в Божественное подобие, власть в руках грешника становится одной из самых разрушительных и пагубных сил, способных сеять смерть, бедность, страх, унижение, уничтожение и вообще всяческую беду.

Ученики, будучи, конечно, хорошими и добрыми людьми, мы видим, подвержены желанию властвовать над другими. Они хотят, чтобы люди им подчинялись, может быть, подспудно, они хотят почета и уважения, сопутствующих власти. Ведь всмотримся: перед лицом надвигающихся страданий и смерти Господа, прямо вслед за тем, как Он рассказывает ученикам о Своей скорой участи, они просят Его о чëм? О том, чтобы сесть по левую и по правую сторону от Него, думая, что Он будет Царем Израиля. Они просят у него силы и славы, которые Он должен дать им ни за что, просто по причине того, что они оказались в нужное время в нужном месте.

Ученики видят смирение Христа, но тем не менее сами не хотят следовать тому, о чëм Он говорит, их как будто заботит только то, кого из них считать первым, лучшим или величайшим. Мы несколько раз встречаем это в Евангелии. Порой хочется даже поставить им это в укор. Но наиболее действенным тезисом в их оправдание будет тот, что они не знали о том, что будет впереди. Они еще не знали о смерти Господа и о Его тридневном Воскресении, они не знали о тайне человеческого спасения и об устройстве Божественного домостроительства. Они не знали об исполнении пророчеств, они не знали о том, что будет упразднена смерть. Наверное, по причине своего незнания они поступают и говорят таким, излишне земным образом. И мы знаем, как эти же ученики будут вести себя после Пятидесятницы. 

Но мы с вами знаем о том, что Христу надлежит пострадать, умереть и воскреснуть. Мы знаем, что Он всё это претерпел и принял ради того, чтобы нас спасти. Сейчас мы знаем больше, чем ученики, о которых мы слышали сегодня, ученики до Пасхи. Но тем не менее мы по-прежнему чаще всего живем так, как будто хотим быть лучшими, самыми великими и первыми. Мы часто хотим власти. Мы ставим себя на первое место. И этот грех — грех поставившего себя во главу угла — разрушает наши отношения, разрушает браки, проникает на наши работы и в школы, заставляет нас постоянно доказывать свою правоту, конфликтовать, подсиживать, плести интриги, желать другим зла. 

Жажда власти лежит в каждом из нас. Она основана на человеческом эгоизме, на гордости, на том простом основании, когда мы ставим себя, свои желания и цели — выше всего прочего. Когда мы себя ставим на место Бога и на место ближнего. И уже не считаемся ни с кем, только бы себе сделать так, как нужно. Но Бог, давший нам возможность и желание к власти, наверное, подразумевал что-то иное. Давайте же попытаемся понять, к какой власти должны стремиться мы для того, чтобы быть учениками Христовыми и достичь спасения.

Что приходит на ум, когда мы слышим слово «министр»? Конечно, это человек важный и властный, относящийся в нашей системе законодательства к исполнительной власти, то есть человек, олицетворяющий власть как она есть. Слово minister латинское, и его перевод — «слуга». Корень слова — min, наверное, каждый знает, как он переводится, корень слова «министр» переводится как «маленький», «мелкий». Мы называем государственных чиновников «государственными служащими», потому что изначально в нашей европейской христианской культуре это понимание было сложено именно таким образом: тот, кто хочет быть первым, да будет всем слугой. А власть в христианском контексте означает не что иное, как доверие служить другим людям.

Именно такой пример власти показывал нам Богочеловек. Давайте только вдумаемся в это: Бог, Творец мира, воплотившийся в человеческом теле, пришел для того, чтобы послужить нам. Мыл ученикам ноги. Исцелял увечных. Утешал безутешных. Служил каждому, кого встречал. А для того, чтобы послужить всему человечеству, принял мучения и был убит. Вот что значит настоящая власть. Власть над Самим Собой, власть над миром, власть над жизнью и смертью. Ибо истинное величие и самая главная власть заключается в готовности умереть для себя, чтобы жить для других.

А потому давайте еще раз произнесем слова Христа, которые Он обратил к ученикам. Произнесем, чтобы запомнить, высечь их в памяти, руководствоваться ими в каждой жизненной ситуации для того, чтобы быть всегда учениками Христа, на какой бы ступеньке общественной лестницы мы ни стояли, священник, мирянин и архиерей, чиновник, министр или дворник, пенсионер, руководитель или учитель: 

Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10:43–45).

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 2 апреля 2023 года. Пятая неделя Великого поста, преподобной Марии Египетской. Воскресенский собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.