21.04.2024 | Вера

Демоны современности

Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк 10:42–44). Эти слова Христовы, сказанные ученикам, вопрошающим о власти земной, отражают ту суть христианства, которую способен разглядеть далеко не каждый. Это утверждение Господа контринтуитивно, оно как будто идет вразрез с органичным устройством мира и жизни. Нам кажется, что величие — во властных возможностях, в деньгах, нам кажется, что эти вещи решат наши проблемы, заполнят ту зияющую пустоту в душе, которую может заполнить только Бог.

Так казалось и Его любимым ученикам, Иакову и Иоанну. Они, искренне готовые разделить с Ним все опасности, всё же просят у Него, чтобы Он не забыл и про их земной интерес и выделил им особые места в Своем Царствии. И мы видим, как тяжело Господу слышать эти слова. «Не знаете, чего просите», — отвечает Он. Конечно, они не знали, что участь быть по левую и по правую сторону от Него — это участь двух разбойников, распятых на крестах, а не та участь, о которой они втайне мечтают. «Не знаете, чего просите», — говорит Он и нам. И мы тоже действительно не знаем, чего именно хотим, когда задумываемся о том, как нам было бы лучше в этой жизни. 

Слава, власть, первенство, владение умами других людей и самими этими людьми становятся кумиром, идолом, богом. А идол всегда требует жертв, сперва невинных, а потом, вскоре, уже и кровавых. В этом и есть зловещая суть нашего мира греха. Мы знаем историю, знаем и современность и видим, как стремление к власти, славе, господству и поклонению становится демоном. Вспомним всех тех деспотов и тиранов истории, которые ради того самого «сидеть по левую и по правую сторону», то есть иметь возможность быть наверху человеческой пирамиды, обагряли потоками крови этот сотворенный Богом мир. Миллионы восхищались ими, поклонялись им, как богам, готовы были приносить им в жертву самих себя, своих детей. Хотя предпочитали, конечно, приносить в жертву детей не своих.

И из истории же мы знаем, что чем человек богаче духовно, чем он святее, тем он больше служит другим, уничижает себя, проявляет смирение и скромность. Против такого христианского подхода можно возразить: только дай слабину, покажи слабость, как враг злоупотребит этой слабостью и уничтожит, победит, разорит. И главная ошибка подобного возражения состоит в том, что смирение — это не слабость, а сила. Только сильный, смелый, верующий, светлый человек настолько доверяет Богу, что может проявлять смирение и служение, а не агрессию для защиты. Смирение всегда побеждает гордость, и в этом мире и в будущем, это Божественный закон.

Поэтому мы до сих пор чтим не деспотов и тиранов, но преподобного Серафима Саровского, блаженную Ксению Петербургскую, преподобную Марию Египетскую. Они оказали на человечество такое влияние и показали такую внутреннюю силу и власть, какой никогда бы не смогли добиться все тираны века сего. И они не стремились оказаться на первом месте, оставясь подчас вовсе безвестными, но неизменно оказывались первыми, потому что были последними. Об этом сегодняшний урок Господа. Этот урок да будет нам путеводной звездой, этот образ жизни да будет нашим идеалом и устремлением. 

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 21 апреля 2024 года. Неделя преподобной Марии Египетской. Спасо-Преображенский собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.