29.11.2020 | 

Вера в Бога без любви к человеку — абстракция

Законник спросил у Господа: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк 10:25). И ответил Господь: «В законе что написано?»  (Лк 10:26). Потому что законник, конечно, знал закон лучше других. Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк 10:27). Господь сказал ему, что это правильно и если он будет это соблюдать, то будет жить. Но законник задал ещё один вопрос: «Господи, а кто мой ближний?» (Лк 10:29).

И тогда Христос рассказал притчу. Один человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойников, которые часто грабили одиноких путников. Они избили его, забрали одежду и оставили едва живым при дороге. Той тропой проходил священник, увидев погибающего, он прошёл мимо. Позже этой дорогой проходил священнослужитель из Иерусалимского Храма, левит. Он подошёл к умирающему, посмотрел на него, но тоже прошёл мимо. И только какой-то самарянин, иноверец, проезжая мимо, увидев израненного и едва живого человека, сжалился. Он перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Взвалил его на плечи, посадил на своего осла, привёз в гостиницу и позаботился о его лечении. На другой день, уезжая из гостиницы, самарянин дал хозяину гостиницы два динария и попросил позаботиться о больном. И пообещал хозяину гостиницы, что, если потребуются ещё деньги на лечение, он отдаст их, вернувшись вскоре.

«Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк 10:36) — спросил Христос у законника. И тот ответил, что, конечно, последний, ибо он оказал ему такую милость. Тогда Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37).

В этой притче Господь собрал для нас столько смыслов и уроков, что только о ней одной, о притче о милосердном самарянине, можно было бы написать множество книг, да немало уже и написано. Потому что с вопроса о том, как спастись, и о том, кто мой ближний, — начинается большая дорога, ведущая к открытию внутри себя сокровенных, порой неприятных или даже ужасающих вещей. Трудная дорога, не пройдя которую трудно достичь спасения.

Посмотрим для начала на спешащих куда-то священника и левита. Куда бегут они по дороге из Иерихона в Иерусалим? Очевидно, что в храм Господень, служить Богу у Святая Святых. Но Господь наш Иисус Христос не считает, что рвением и желанием поскорее добраться до храма оправдывается их равнодушие к человеку, пострадавшему от рук разбойников. Почему мы узнаём об этом? Да потому что в качестве человека, противоположного этим священнослужителям, Господь специально приводит в пример самарянина, презираемого иудеями. И оказывается, что в глазах Господа иноверец может быть выше человека богобоязненного, верующего, из народа богоизбранного. 

Второе — это то, что Господь отвечает законнику данной притчей на вопрос о любви. Ведь законник задает уточняющий вопрос с целью понять, кого ему любить. Ибо сказано в заповеди о любви к Богу и ближнему. «Но кто мой ближний?» — вопрошает законник. Иначе говоря, он спрашивает: «Господи, так кого же мне любить?» И Христос не отвечает на вопрос «кого любить», Он объясняет «как любить». Ты не в силах выбрать, кого любить, но ты в силах делать дела любви для каждого, кто в них нуждается. И когда ты делаешь эти дела — ты его любишь. Значит, каждый, для кого ты делаешь добро, — твой ближний. Потому что в формулировке «кого любить» важно не местоимение «кого», а глагол «любить». Круг твоих ближних ровно таков, на сколько хватает широты твоего сердца. 

Третье и очень важное замечание — любви не может быть без дел и веры не может быть без дел. «Вера без дел мертва» (Иак 2:26), — пишет святой апостол Иаков. Нельзя просто верить, сложа руки. Нельзя верить и не делать дел любви. Делами оценивается и любовь, и вера, и всё, что касается духовной жизни. И если мы бедны в делах любви, то бедны и во всём духовном, как написано в том же послании апостола Иакова: «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? …я покажу тебе мою веру из моих дел» (Иак 2:14–16, 18).

Можно увидеть в этой притче и другой, сокровенный и аллегорический смысл. Попавший к разбойникам — заблудившийся грешник, разбойники — диавол и духи тьмы, окрадывающие нас и желающие погубить. Священник и левит — закон, традиции и правила, которые сами по себе хороши, но без дел милосердия не могут спасти никого. Самарянин — это то, каким должен быть христианин. Потому что христианин должен всегда ставить себя на место другого, кем бы тот ни был: другом или врагом, знакомым или незнакомым, верующим или безбожником, добрым или злым. Ставить себя на место другого человека и сострадать ему. Причем сострадать не где-то глубоко в душе, а действенно, делами милосердия и любви. 

Наш ближний — каждый, кто нуждается в помощи. Причем не абстрактный каждый, а конкретный, тот, кого мы видим здесь в храме и знаем о его нужде. Тот, кого мы увидим, когда выйдем из храма. Тот, кто встретится на нашей дороге, когда мы будем спешить по своим делам, несомненно, очень важным и неотложным. Наш ближний — это тот человек, которого Господь посылает на пути. И любить его — это не абстрактное «любить», а конкретное действие — подойти, помочь, поговорить, уделить время, поделиться тем, что имеем.

Чаще всего это неприятно. Не думаю, что самарянин получал большое удовольствие, когда омывал язвы и раны, наблюдал за страданием другого человека, когда поднимал его на свои плечи и нес. Потому что действенно любить другого — больно, некомфортно, страшно. Страшно разделять боль другого, нужду и горе другого. Страшно разделять жизнь другого. Но без этого невозможна действенная любовь. Христос учит нас не такой любви, которая воздыхает об объекте чувства, не о любви в форме мечтаний, не любви романтической, хотя в определённом возрасте и в определённой ситуации и она прекрасна. Христос учит нас любить через боль, любить не тех, кого хотелось бы любить. Любить некрасивых, больных, увечных, нуждающихся, неуместных, неприятных. Ибо все они — наши ближние. 

Нас, христиан, членов Церкви Христовой, конечно, касается ответ Господа законнику. Ведь у нас тоже много поводов делить людей на ближних и не-ближних. Порой мы считаем ближними только собратьев по вере, да и то не всех, а только тех, которые подходят под наши собственные критерии о вере, традициях, правильном и неправильном. Мы можем говорить красиво и справедливо о том, что руководители, правительство или комитеты должны создавать рабочие места, помогать обездоленным, повышать уровень жизни. И в абстрактных категориях всё это звучит правдой. Но когда дело доходит до нас самих, до нашей личной помощи вот этому нищему, нуждающемуся, голодному — не остаются ли наши разговоры пустотой? Помогаем ли мы лично? 

Мы живём в таком обществе, которое воспитывается успешностью телевизионных героев и давлением призывов в интернете, где человек обязан быть успешным во всём, где он просто не может позволить себе стать неудачником в глазах общества. Мы живём в обществе, где часто человеческая жизнь не стоит многого, особенно когда речь идёт об интересах сильных мира сего. Мы живём в обществе, где злоупотребление другими людьми всё ещё не считается чем-то ненормальным, многие корпорации, государственные институты и успешные люди порой думают, что людей можно использовать морально и физически в своих интересах. В обществе, где нуждой другого можно поступиться, если на кону стоит та самая «успешность». Иначе говоря, мы живём в обществе, где всё ещё полным-полно разбойников, готовых использовать и бросить. 

И кем мы окажемся в таком обществе — разбойниками, соблюдающими закон священником или левитом? Или мы станем самарянином, человеком, с точки зрения правильной веры, может быть, и не самым лучшим, но способным остановиться и разделить боль другого человека? «Как поступим мы?» — это и есть вопрос, который сегодня задает нам Христос в ответ на наше вопрошание: «Господи, как нам спастись?». И Спаситель нам отвечает: «Иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37).


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 29 ноября 2020 года. Неделя 25-я по Пятидесятнице, Евангельское чтение о милосердном самарянине (Лк 10:25–37). День памяти Кимрских новомучеников. Собор в честь Преображения Господня в Кимрах.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.