20.03.2024 | Вера

Вера Авраама

Мы дошли до середины первой седмицы Великого поста и уже начинаем проникаться его покаянным духом. Ныне мы вновь молились древними и прекрасными словами преподобного Андрея, который снова провел нас по пути духовного странствия, паломничества во времена ветхие. Перед нашим духовным взором вновь возникали образы святых и грешников, людей, давно ушедших и оставивших после себя добрый или дурной след. Мы видим, что практически никто из них не был абсолютно стерильным от греха при жизни. Святые стали святыми благодаря своему стремлению к Богу, ежедневным небольшим шагам. Они искали духовного роста больше, нежели духовного совершенства. 

Среди многих библейских героев, упомянутых в каноне, особое место занимает праведный Авраам. Он предстает перед нами не только как отец израильского народа, но и как образец непоколебимой веры и безоговорочного послушания Божиему велению. Авраам не сомневался, когда Господь призвал его оставить родную землю и отправиться туда, куда Он укажет. Он не уклонился, когда был призван принести в жертву своего единственного сына, Исаака, но доверился Богу, ожидая, что Он не оставит Свое обещание без исполнения.

Если всмотреться в историю жизни Авраама, то она может показаться довольно странной. Особенно нам, жителям как будто бы совершенно иного мира, людям будто бы с другой планеты. Могли бы мы подчиниться голосу Бога и уйти куда-либо, оставив всё? Могли бы без сомнения взбираться на гору, чтобы отдать своего ребенка на смерть? Сложно себе представить, что человек вообще способен на всё то, что делал Авраам. Вряд ли кто-то из нас мог бы прожить жизнь так, как ее прожил Авраам.

Авраамова вера вменилась ему в праведность, и он стал отцом всех верующих, как говорит апостол Павел. Эта вера не просто вера в существование Бога, но вера, которая готова следовать за Ним, не считаясь с обстоятельствами, вера, которая доверяет Богу больше, чем своим страхам и сомнениям. Эта вера делает человека не таким, как все. Что мы могли бы сказать об Аврааме, будь мы его современниками? Пожалуй, что он довольно странный, неординарный человек, чудак. Но у Бога иной взгляд. То, что порой нам кажется странным в других, да и в своей собственной жизни, как раз и может быть признаком божественного. Довольно часто, когда мы слышим что-то непонятное, а потому и неприятное, нам стоит прислушаться к этому. Особенно к неприятной правде о себе. К правде, которую мы даже не считаем таковой. То, что звучит непонятно и неприятно, может стать главным открытием в жизни. Так случилось и с Авраамом.

«От земли Харран, изыди от греха, душе моя…» — слова звучат как ликующая труба архангела, призывающая нас к освобождению от оков греха, которые сковывают наши души, к изгнанию страхов и сомнений, которые мешают нашему путешествию к Богу. В каждом из нас звучит этот призыв, как нежный шепот, который горит в сердце ярким пламенем, озаряющим путь к Божественной истине, к тому величию духа, которое обретается в полном предании и доверии себя Господу.

Следуя за Авраамом, мы, души, странствующие в этом мире, ищем путь к вечной родине, где каждое сердце обретает утешение и каждая душа наполняется светом непостижимого. В этом поиске и есть наша вера — вера, что за горизонтом испытаний и страданий нас ждет обетованная земля, где царит любовь, где мир не знает границ, а счастье вечно.

Пусть в этот Великий пост каждый из нас найдет в себе силы для подвига веры, подобного вере Авраама. Пусть наше покаяние будет искренним, а наша вера будет крепкой. Будем верить, как Авраам верил, и пусть наша вера ведет нас к обновлению жизни, к углублению нашего духовного опыта, к укреплению нашей связи с Господом.

Мы путники во времени, идущие по следам великих отцов, мы несем в сердцах светлую надежду, что в конце нашего пути встретимся с Бесконечным, обретем утешение в Его объятиях и мир в Его вечной любви. Пусть каждый шаг наш на этом пути будет наполнен благодатью, пусть каждое наше слово и деяние будет молитвой, возносящей нас ближе к Нему — к Тому, Кто есть начало и конец, Альфа и Омега, наш Вечный Отец.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 20 марта 2024 года. Среда первой недели Великого поста. Вознесенский собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.