09.03.2022 | Вера

Увидеть в себе грех

Мы вновь вместе с преподобным Андреем Критским сокрушались о душе своей, находя примеры собственных падений в истории людей, живших прежде, людей Библии. Конечно, мы с вами чаще всего не совершали именно тех грехов, которые нам приводит преподобный Андрей как пример. Не совершал их и сам автор Великого канона. Может быть, мы не совершали убийства своего брата, подобно Каину, не падали в пучину страсти, подобно Давиду, не были гонителями целых народов, подобно древнему фараону, не поклонялись Ваалу, как цари Манассия и Ахав.

Пожалуй, всё дело в том, что особенное значение как для нас самих, так и для Бога имеет не величина или изощренность греха, а тот простой факт, что раз за разом мы, оказавшиеся перед выбором согрешить или сотворить волю Божию, выбираем грех. Пусть, может быть, это не такой страшный грех, как убийство или принесение жертвы Ваалу. Однако всякий грех — это выбор другой стороны жизни, это выбор жизни без Бога, это работа не на Божием поле. Поэтому это состояние греха, описанное в Великом каноне особенно яркими красками, — оно списано и с наших жизней тоже. 

Через примеры Священного Писания, как через некую духовную призму, мы можем увидеть собственную нечистоту. Это было сложно во все времена, а сейчас, может быть, сложнее всего, поскольку одна из доминирующих антропологических мыслей сегодня — принимать себя таким, какой есть. Но Церковь напоминает нам вот о чем: да, мы действительно такие, как есть, это факт. Но наша задача в том, чтобы не стараться убедить себя в том, что с нами всё в порядке. Не оставаться такими, какие мы есть сейчас, навсегда. Не смиряться со своей греховностью, со страстями своими и падениями. Наша задача, а особенно она важна в дни Великого поста, — рассмотреть в своей душе правду. Правду, которая, скорее всего, окажется далеко не такой уж оптимистичной. Ведь даже праведник и святой, преподобный Андрей, автор Великого покаянного канона, находит в себе самом так много следов всего того, что совершало человечество тысячелетиями на земле.

Я сказал о том, что это смог разглядеть в себе даже преподобный Андрей. Но уточню эту мысль: как раз человек, приближающийся к святости, и способен разглядеть в себе то, что его еще отделяет от Бога. Когда мы еще слишком далеко — то не способны различить всех расстояний и преград, которые своими поступками выстроили. Когда мы еще далеки от Бога — мы как раз и можем быть оптимистичными по поводу собственного состояния. Но люди святые видят причину своей беды, видят всё, что мешает быть рядом с Богом. И именно такими должны хотя бы в малой мере стать и мы за время несения великопостного подвига. Увидеть в себе грех. Осознать, как он мешает нам быть с Богом на всякий день и час. Решить искоренить в самих себе всю эту неправду, попросить Бога помочь. И решительным действием развернуть свою жизнь в противоположную сторону. Это и называется покаянием.

И пусть милостивый Господь, желающий нашего спасения и не оставляющий нас быть одинокими на этом сложном пути к Нему, Сам поможет и вдохновит нас. На каждый наш шаг, направленный к Нему, Он всегда делает десять шагов к нам. А потому все наши нынешние усилия, подвиги в меру сил и, может быть, даже выше меры не останутся без ответа.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 9 марта 2022 года. Вечер среды первой седмицы Великого поста. Вознесенский собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.