Господь в нынешнем Евангелии говорит о древней проблеме, которая касается всего человечества, актуальна во всю человеческую историю, — способности людей побеждать зло. Зло, имеющее тысячи лиц и обличий, господствует над миром. Это нищета и голод, войны и кризисы, это болезни и смерть, стихии природные и безумие человеческое. Всю историю человечества зло господствует в мире и душит надежды, вводит в пучину отчаяния, как будто бы обессмысливает всё светлое на земле.
В нынешнем Евангельском отрывке мы слышим о зле, не прикрытом идеями или каким-либо камуфляжем, о зле, как оно есть: о духе злобы, вселившемся в человека. Ближайшим ко Христу людям не удалось избавить кого-то от боли, мучившей его годами. Тогда отец собрал оставшиеся у него силы веры и обратился к Самому Господу Иисусу.
Господь спросил о его вере, и тот, призвав последнюю каплю своей духовной силы, воскликнул: «Верую, Господи». Но в то же время, признавая свою ограниченность, он добавил: «Помоги моему неверию». Господь помог просившему человеку, исцелил его любимого ребенка. Ученики же были смущены тем, что сами не смогли этого сотворить, и вопрошали Христа, почему так произошло. Ответ Спасителя был краток: «Единственный способ победить зло — это молитва и пост».
Наверное, апостолы, которые ходили вместе с Христом, достаточно сильно верили в Него, в Его реальность в их жизнях. Они видели, как Он творит чудеса, видели исцеления, хождение по воде, видели силу и власть, которые от Него исходили. Они верили, но их веры всё же не хватало, чтобы изгнать демона из мальчика. Почему так?
Наверное, потому, что веру, полученную однажды от Бога как великий дар, нужно обретать вновь ежедневно. Как некогда израильский народ в своем путешествии через пустыню получал манну каждый день. Помните, в Исходе написано, что, когда они пытались сберечь часть манны на следующий день, про запас, манна портилась. Так, пожалуй, и с нашей верой. Господь дает нам ее вновь и вновь, каждый день, каждый раз заново. И каждый день — наше новое сражение за то, чтобы сохранить свою веру, немного взрастить, употребить ее правильно, словно насущный хлеб. И нужно помнить, что каждый день веру нужно вновь начинать взращивать. Мы не можем сказать: «Я верую уже пятнадцать лет, поэтому вера моя крепка». Нет конечно. Количество лет, проведенных в церковной общине, тоже не делает нас более верующими. Поэтому в вере своей, как и в собственной самоуверенности во всяких других добродетелях, нужно быть очень скромными. Скромность в собственных силах, в том числе духовных, — это уже первый шажок на пути к сильной вере.
Стоит помнить еще и то, что вера становится крепче, когда она испытывается. Прежде всего, страданиями и борьбой. Неким предельным душевным напряжением, которое делает человека верующего верующим глубоко. Потому что в своем страдании мы становимся наиболее близки к самому себе, остаемся наедине с собой. А значит, и вера наша становится уникальной, именно нашей, а не просто верой, потому что верит вот тот-то человек, та группа людей или потому что так написано. Когда мы переживаем отношения с Творцом через страдания, мы укрепляем веру. Именно поэтому путь верующего — крестоношение, готовность мучиться ради того, чтобы обрести веру истинную. Это сражение пугает. Прежде всего потому, что главный враг в этой войне всегда внутри нас самих.
А потому, раз мы сражаемся с самими собой, с собственной совестью, то и заверять в собственной вере этого оппонента бессмысленно: оттого, что я убеждаю себя в чём-то, реальность этого не становится более реальной. Поэтому скромнее, трезвее и правильнее всякое собственное исповедание веры не выпячивать впереди прочих, с гордо поднятой головой говоря: «Я верующий», а, подобно сегодняшнему евангельскому отцу, жаждущему здоровья своего ребенка, сопрягать исповедание своих убеждений со смиренной молитвой.
Господи, я верую. Но помоги моему неверию.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 26 марта 2023 года. Четвертая Неделя Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника. 540 лет со дня преставления преподобного Макария Калязинского. Вознесенский храм, Калязин.