31.03.2024 | Вера

Смелость — результат действенной веры

Вновь мы вместе с учениками и собравшимися людьми оказались у ног Спасителя в простом доме в Капернауме, древнем городе на побережье Тивериадского моря в Галилее. Вновь мы обращаем свои взоры к одному из самых трогательных и воодушевляющих моментов в Евангелии — чуду исцеления расслабленного, которого через разобранную крышу спустили на веревках к ногам Господа его друзья. Вновь мы поражаемся настойчивости и смекалке этих людей, которые из-за любви к своему другу пошли на экстраординарные меры. 

Как кажется, этот эпизод — великое назидание всем нам. Так часто между нами и делами любви возникает множество преград. Было бы у меня больше денег, я бы стал помогать тем, кто нуждается. Было бы у меня больше свободного времени, я бы стал волонтером. Было бы у меня больше возможностей, я бы помогал бездомным и голодным. И так далее, и по кругу. Действительно, всегда находится много веских аргументов, чтобы не делать добро. Гораздо больше, чем аргументов его делать. 

Но вот мы видим нескольких людей, поступку которых удивляется Сам Спаситель. Они бы тоже могли подумать так: было бы вокруг Христа поменьше людей, был бы Он чуть более свободен для помощи, были бы двери у дома пошире, было бы хоть что-то попроще — мы бы тогда смогли принести своего парализованного друга к Спасителевым ногам. Но они решают иначе. Обстоятельства у них сложные, но, как написал один замечательный поэт, «времена не выбирают, в них живут и умирают». Мы не можем подобрать оптимальных обстоятельств под себя, но мы можем действовать исходя из того, что имеем.

Я читал об одном богатом человеке, очень богатом, одном из самых богатых людей в мире своего времени, да, пожалуй, и времени нашего. Его фамилия даже стала именем нарицательным при описании богатых людей. Он, будучи одним из самых обеспеченных людей, довольно много помогал людям. И многие говорили: ну да, конечно, будь у меня столько денег, как у него, я бы тоже мог помогать так много. И вот я, когда читал его автобиографию, нашел в ней удивительный рассказ о его собственной жизни.

Он писал, что начинал он простым клерком, помощником бухгалтера одной маленькой конторы. Он получал зарплату, которой едва хватало, чтобы сводить концы с концами, которой хватало только на то, чтобы снимать комнату под самой крышей дома да покупать еду себе, своей молодой жене и их новорожденному ребенку. И именно тогда, в тот период жизни, он решил, что лучшего момента для благотворительности просто нельзя придумать. И он заявил жене, что отныне десятую часть своего скудного дохода они будут отдавать бедным. Она любила его и потому с большим доверием и пониманием отнеслась к такому его решению. И с тех пор он стал отдавать, хотя сам имел довольно большую нужду. 

И он писал, что с того времени стал замечать, что Бог дает ему намного больше, чем отдает он сам. Позже, когда он уже стал одним из самых богатых людей планеты, на вопрос, что именно помогло ему стать таким, он отвечал, что помог Бог, а наиболее пытливым рассказывал эту историю, прибавляя, что он уверен в том, что именно это его решение отдавать даже тогда, когда отдавать нечего, помогло ему достичь в жизни столького. Бог дает нам много или мало в зависимости от того, насколько мы можем быть полезны с помощью этих даров другим людям. Но полезными мы можем быть с самого начала, точно так же, как и, будучи владельцами огромных состояний, некоторые люди остаются абсолютно бесплодными на добро, находя себе новые и новые оправдания, почему они пока что еще не могут начать творить добро.

Друзья расслабленного не имели ничего, у них не было даже простого и понятного пути к Богу. Они не могли войти через двери, как все люди. Место вокруг Христа было настолько плотно занято другими нуждающимися, что, казалось бы, самый адекватный способ действий — развернуться и уйти в надежде на то, что когда-то наступят более благоприятные времена. Но нет более благоприятных времен, чем сейчас. Да и вообще, нет никаких других времен, кроме сейчас. Мы не можем стать хорошими, добрыми или милосердными когда-то. Только сейчас. Мы не можем начать делать добро когда-то. Только сейчас или никогда. Вот о чем сегодняшнее Евангелие. 

Друзья расслабленного взобрались на дом, разобрали крышу, привязали к носилкам веревки и на этих веревках опустили своего друга к ногам Христа. Казалось бы, абсолютно нелогичный, странный, а потому и некомфортный для этих людей поступок. Ведь что скажут люди, собравшиеся здесь? Очевидно, осудят. Что скажет Сам Спаситель? Неочевидно, что похвалит. Но был ли у них иной выбор, кроме выбора ничего не делать? 

И потому Бог принимает их веру, их здоровое безрассудство, их добрую наглость, их дружеское дерзновение. Бог всегда принимает такое дерзновение ради других и ради любви. Бог никогда не оставляет людей, которые ради помощи другим отдают последнее, придумывают невообразимые вещи, ищут выход из как будто безвыходных ситуаций. Эти люди — настоящие друзья и друг другу, и Богу. Нам всем есть чему поучиться у этих людей, если мы хотим обрести дерзновение перед Богом, если мы хотим чего-то добиться и в этой жизни, и в будущей.

Бог любит смелых и готовых на смекалку. Смелость — результат действенной веры, которая не разменивается на сомнения. Там, где любовь, и там, где Бог, — нет места страху: страху осуждения, критики, непонимания, неудач. Там, где любовь, — там и Бог, дающий исцеление, великие чудеса и изобилие. Чудо исцеления — это предвестник Царства Божиего, где исцеление, восстановление и вечная радость — обещанные дары. Каждый акт милосердия, каждое исцеление, каждое приумножение материальных возможностей Богом напоминает нам о том, что Царство Божие уже среди нас. Мы призваны быть носителями этой вечной радости, свидетелями преображения, которое возможно через веру и Божию благодать.

Да вдохновит нас эта история не только на глубокую веру, но и на активные действия любви и милосердия. Пусть каждый из нас станет каналом Божией любви и исцеления в этом мире, являя силу веры, прощения и Божественной благодати.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 31 марта 2024 года. Неделя святителя Григория Паламы. Николо-Малицкий монастырь, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.