01.07.2023 | Вера

Следовать за Христом

Мы слышали отрывок из Евангелия от Матфея, короткий по форме, но неизмеримо богатый смыслом. Христос приходит в дом Петра, где видит тещу Петра, страдающую от лихорадки. Он касается ее руки, и болезнь моментально отступает. Женщина встает и начинает служить тем, кто собрался в доме. Когда наступает вечер, к Иисусу приводят множество бесноватых и больных. Он исцеляет их, а затем отходит от толпы, повелев ученикам отплыть на другую сторону.

В этом отрывке мы сталкиваемся и с двумя диалогами между Спасителем и людьми. В одном из них книжник восклицает, что он последует за Христом, куда бы Он ни направился. В ответ Иисус говорит: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф 8:20). Во втором диалоге один из учеников спрашивает, может ли он уйти погребать своего умершего отца, на что Христос отвечает: Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф 8:22).

Мы, люди, обладаем склонностью к поспешным заключениям о духовном, руководствуясь лишь поверхностными проявлениями. Мы склонны с мимолетной горячностью, воспламененные желанием быть с Богом всю жизнь, на резкие шаги и решения. Мы видим книжника, который заявляет о своем намерении следовать за Господом всегда, и мы склонны принимать это заявление за истинное. Однако заметим, что Христос, знающий сердца людей, отвечает книжнику неутешительно, говоря о неуверенности в завтрашнем дне, о бренности человеческого существования, которое лишено прочного пристанища, в отличие от зверей земных.

Вокруг нас, возможно, есть люди, которые представляют себя как ревностно верующие, следующие всем правилам Православной Церкви. Они громко называют себя христианами и активно провозглашают и даже навязывают другим свою веру. Но вскоре они своими действиями и словами отвергают идею следования за Христом, к Которому они, как они утверждают, стремятся. Порой случается так, и такое было множество раз в человеческой истории, что быть приверженцем Церкви, быть христианином становится общественно поощряемым статусом и, может быть, даже выгодным способом существования. И тогда появляется много новых христиан, желающих примкнуть к такой моде, но по плодам их становится видно истинное устремление: они навязывают другим свое мировоззрение, осуждают других за неправедность, желают подчинить весь мир своей вере или тому, что они считают верой. 

Такое поведение всегда противоречит тому, о чëм учил Спаситель. Книжник, который заявил о своем следовании, очевидно, был восхищен тем, как Христа окружают толпы людей, как Его славословят люди. Он хотел быть причастным этому мейнстриму, думая, что это сулит ему какие-то блага. Возможно, именно поэтому Господь говорит ему, что Самому Спасителю даже ночевать негде. Чтобы этот человек не обольщался лишний раз и не думал, что сможет приобрести что-то иное, нежели презрение, бедность и трудный путь.

Следование за Христом требует от нас полной отдачи, безо всяких оговорок. Следовать за Христом — значит идти за Ним даже тогда, когда такой путь не одобряется большинством, когда этот путь — шествие против толпы, без всякого одобрения извне, даже если это стоит тебе всего твоего материального достояния, даже если тебя окружают презрение и осуждение, даже если приходится идти вразрез с общественными установками.

Во втором диалоге неназванный ученик получил еще более жесткий ответ: позволь мертвым погребать своих мертвых. Здесь мы должны отметить, что Христос говорит о «духовных мертвецах», то есть о тех, кто живет без Бога, кто утратил духовное наполнение жизни. Этот ответ не означает, что Он отказывается уважать традиции человеческой скорби, но Он говорит о приоритетах в нашей жизни. Он говорит о том, что в случае, когда рядом Бог, традиции, правила и общественные установки становятся на второе место. 

На примере этих двух обращений ко Христу мы видим, что истина следования за Христом требует от нас полного открытия сердца и духа, а не просто словесного признания. Она требует от нас понимания того, что жизнь со Христом, несмотря на все трудности и испытания, является настоящей жизнью, полной духовного содержания и благодати.

Пусть Господь поможет нам всем быть верными своему призыву, идти за Ним и следовать Его воле в нашей жизни. Следовать делами и сердечным расположением, а не громкими словами и обещаниями, за которые вряд ли сможем поручиться. 

Аминь.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 1 июля 2023 года. Праздник Боголюбской иконы Божией Матери. Храм Преображения Господня с. Сукромля, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.