11.05.2024 | Вера

Урок апостола Фомы

Спустя неделю после праздника Пасхи мы вновь собрались все вместе для того, чтобы славить Христово Воскресение. Так же точно собрались две тысячи лет назад ученики Его, а вместе с ними и Фома, который прежде сказал, что не сможет поверить в Воскресение, если лично не прикоснется к ранам Христа. И Господь пришел и дал ему раны для прикосновения; и Фома уверовал.

Сомнение Фомы часто подается как некий пример противоположности вере, однако стоит посмотреть на этот случай и под другим углом. Фома не удовлетворился чужими словами о Воскресении; он искал личного свидетельства, личного опыта встречи с Воскресшим. Нельзя назвать эту модель поведения неправильной и предрассудительной. И Господь не обвинял в этом Фому. Он лишь сказал, что блаженны будут все те, кто не будет иметь возможности, подобно Фоме, убедиться на личном опыте, посредством физического контакта, но всё равно уверует в Воскресшего. 

Этот урок Фомы важен для нас. Он учит нас тому, что Бог всегда дает нам что-либо, необходимое для нашей веры. Наша вера так или иначе, как и в случае Фомы, опирается на личное восприятие и опыт Божественного присутствия в наших жизнях. Да, мы не осязали Его ран буквально своими ладонями, но все так или иначе переживали опыт Его присутствия и больше не можем сомневаться. Мы не должны бояться задавать вопросы и искать ответы, потому что Господь поощряет наши поиски, наше стремление к духовному опыту, наше стремление увидеть Его и быть с Ним.

Когда Господь приглашал Фому прикоснуться к Своим ранам, Он показал, что наша вера не должна игнорировать реальность страдания и боли. Напротив, именно через признание и прикосновение к боли этого мира мы можем наиболее полно постичь любовь и искупление, которые приносит Христос. Это приглашение для каждого из нас — быть не просто наблюдателями, но активными участниками в жизни веры, во всех ее аспектах — и в прикосновении к опыту страдания, и в свидетельстве Воскресения. 

«Блаженны невидевшие и уверовавшие» — обещание блаженства тем, кто может верить без видимых знаков и чудес. Вера без увиденного — это вера, основанная на доверии и уверенности в надежности и любви Бога. Это напоминание о том, что, даже если мы не видим явных доказательств Божиего вмешательства в нашу жизнь, явных чудес, мы всё равно можем уверенно идти вперед, зная, что Он ведет нас.

Каждое событие в нашей жизни, каждая молитва, каждое испытание и каждая радость — это шаги по пути к большему познанию и любви к Богу. Пусть наша вера укрепляется, надежда возрождается, и любовь растет. Желаю всем нам мира — того самого мира, который может дать только Господь.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 11 мая 2024 года. Антипасха. Спасо-Преображенский собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.