15.05.2022 | Вера

Следовать за Христом как за путеводной звездой

Мы слышали довольно известный евангельский рассказ, который читается всякий раз на водосвятном молебне. В нем рассказывается об исцелении расслабленного у купальни возле Овечьих ворот Иерусалима, которая иначе именуется бассейном Вифезда (ивр. ‏ בית חסדא‏‎ — Бейт Хисда), что переводится как «дом милосердия» или «место благодати». Это очень красивое название, которое подразумевает, что приходящим туда людям дарится надежда, милосердие, благодать. 

Но для калеки, к которому подошел Господь, Вифезда была местом отчаяния. Местом страдания от невозможности что-либо изменить. Местом благодати для других, но не для него. В некотором смысле этот эпизод показывает нам, чем стала ветхозаветная религиозная система ко времени прихода Спасителя: названия, ритуалы, религиозные отправления вроде бы говорили о Боге, добре и благодати, но стали пусты, лишились своего главного содержания. Приходит Богочеловек, и Вифезда вновь становится местом благодати и исцеления.

Мы не знаем, чем конкретно болел евангельский расслабленный, лежащий у купели. Всё, что написано о нем, — то, что он болел, был немощным, был ограничен в движениях и страдал от этого. Он был парализован и обездвижен в течение 38 лет. И из-за своей болезни он был одинок, ведь довольно сложно ограниченному в действиях человеку найти себе друзей. Для любых друзей он станет обузой, ненужным грузом. Люди, как правило, стремятся не заводить дружбы с больными людьми. Это есть даже сейчас, что уж говорить о том, менее человеколюбивом, времени.

И вот почему-то Христос выбирает именно этого человека. Ведь в купальне было еще много других больных, точнее, в купальне были только больные: увечные, хромые, слепые, ожидающие движения воды и схождения ангела. Но Господь выбирает именно этого расслабленного. Человека, который так отчаянно нуждался в чуде. Он выбрал не какого-то особенно примечательного человека, или человека особенных душевных качеств, выдающегося, истово верующего, или, например, очень смиренного и кроткого, как Иов, ожидающего милости. 

Христос выбирает человека, которого и евангелист Иоанн не слишком хорошо характеризует. Из Евангелия мы видим, что этот человек уже достаточно стар, ему, наверное, около 50 лет, а в то время люди вообще жили в среднем около пятидесяти лет. Он свою жизнь уже прожил и в своих представлениях о мире укоренился. Мы видим, что он нуждается в других людях до некоей зависимости, видим, что он жалуется на жизнь, на то, что ему некому помочь. Мы видим, что он сразу после исцеления, столкнувшись с иудеями, обвиняет Христа в том, что это Он сказал ему нарушить субботу. Мы можем заметить, что он неблагодарен, после исцеления он вместо благодарности Богу ведет светскую беседу с иудеями о Том, Кто его исцелил, даже не задаваясь глубокими вопросами о самом моменте исцеления, которого он так долго ждал. Иудеи допытывали его о Том, Кто сказал ему нарушить субботу, он сначала не знал, а потом, встретив Христа в храме вновь, узнал и сразу пошел доложить об этом иудеям.

То есть наш сегодняшний расслабленный далеко не самый положительный персонаж. Однако Господь приходит и исцеляет его. Этот человек, если судить по-человечески, по-нашему, не заслуживал того, что получил от Христа. Но даже если судить не по-нашему, а с точки зрения самого расслабленного — и он явно не придал слишком большого значения этому, и, похоже, он не ценил этого ни в малейшей степени. Возможно, это потому, что ему теперь предстояло жить самостоятельно, без помощи других, а он не умел жить такой жизнью. А может быть, он и не хотел исцеления по-настоящему. Ведь когда Господь спросил его, хочет ли он исцелиться, он не ответил Христу утвердительно. 

Христос задает больному вопрос, Сам обращается к нему, предлагает помощь, но мы слышим ответ расслабленного и в этом ответе так легко узнаем самих себя! Бог спрашивает человека прямо, а тот вместо ответа начинает жаловаться на жизнь. Вместо ответа «Да, конечно хочу!», он будто бы обвиняет судьбу, человечество, ситуацию — всё что угодно в том, что он до сих пор не исцелился. Его ответ говорит нам кое-что о его характере и его вере.

Эта история об исцелении, которое нужно каждому из нас. Даже если наши недуги не физические, они тем не менее хронические. Всем нам нужно это исцеление. Потому что в духовных делах мы чаще всего расслабленны, слепы, хромы и иссохли. И Бог довольно часто предлагает нам исцелиться. И мы столь же часто начинаем вместо прямого ответа на предложение искать поводы и оправдания, почему мы до сих пор ничего не предприняли для того, чтобы стать совершенными. 

Есть и еще одна, чуть более бытовая, но тем не менее достаточно важная тема, которую мы можем почерпнуть из сегодняшнего рассказа. Это словно бы совет от Господа каждому из нас. Урок, который Он подал собственным примером. Он звучит так: «умейте выслушать других, не критикуя». Всмотримся в то, как Спаситель выслушивает, когда расслабленный объясняет свое положение и свою нужду. Даже мы видим, насколько это выглядит неправильно, тем более видел Богочеловек. Но он выслушивает его, исцеляет и не говорит ни одного слова критики. Он понимает, что человек, который страдает, не слишком нуждается в объяснениях того, что его болезнь справедлива. Он понимает, что этому человеку не интересна точка зрения на его болезнь от другого человека. Представим, какие вещи могли бы сказать мы больному, оказавшись на месте Христа. И насколько глупо звучали бы такие реплики: «Я понимаю, что ты чувствуешь, и это не так уж плохо», «Ты, должно быть, сделал что-то не так в прошлом» и так далее. Такие комментарии только усиливают страдания, и их лучше не говорить, даже из самых лучших побуждений. Мы не можем знать, что чувствуют другие. Нужно уметь выслушивать других, не критикуя и не оценивая.

Спаситель совершил много чудес, чудо в Вифезде — только одно из них. Любое исцеление происходит от Самого Спасителя, но мы можем помочь Ему в продолжении Его работы по исцелению людей, служа тем, кто сталкивается с болезнью, горем или инвалидностью. Мы можем следовать за Христом, как за путеводной звездой, и тоже можем научиться находить тех, кто нуждается в помощи, можем слушать без критики, жертвовать анонимно, узнавать о болезнях и горе и помогать страдающему, как делал это Он.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 15 мая 2022 года. Четвертая неделя по Пасхе, о расслабленном. Храм Всех святых в Максатихе, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.