18.12.2021 | Притчи

Счастье Божие

Один из переводов на русский язык греческого слова «макариос», которое использует Господь в Нагорной проповеди, — «счастливый». И услышанные с этим смыслом заповеди блаженства создают для нас, как кажется, противоречие. Ведь как могут быть счастливыми нищие, голодные, плачущие, ненавидимые другими? 

Очевидно, что мы все понимаем под счастьем что-то свое. Что-то неуловимое и трудно объяснимое — мгновения душевного мира и радости, ощущение сопричастности чему-то большему, чем то, что представляет наша ежедневная жизнь, какое-то внутреннее спокойствие, сердце, наполненное благодарностью и благодатью. И каждому из нас, пожалуй, вполне ясно, что это ощущение имеет иные причины, чем богатство, сытость или признание обществом. Нет нужды говорить о том, что в Нагорной проповеди говорится о том, что бедность, голод и лишения — хороши сами по себе. Ведь вряд ли можно утверждать, что Богу нравятся нищие трущобы, страдания людей от голода и бед. Скорее, всё совсем наоборот. Однако почему именно лишенных и страдающих Господь называет счастливыми?

Возможно, ответ состоит в том, что Бог ближе всего к лишенным, голодным, несчастным, и они могут чувствовать Его любовь острее, поскольку не связаны поиском наслаждения и счастья в чем-то ином. Этот мир обещает нам множество видов «счастья», порой весьма доступного, но оборачивающегося разочарованиями. Нам говорят: будьте самодостаточны, наслаждайтесь чувственными радостями, берите от жизни всё и будете счастливы. Но всё оказывается совсем иначе. Стремление к самодостаточности оборачивается бесконечной погоней за карьерой, деньгами, властью. Чувственные радости становятся страстями, которые уже доставляют больше боли, нежели наслаждения. Легкое счастье, которое, казалось бы, было так близко, только протяни руку, — оказывается ловушкой, в которой мы потеряли былую свободу, способность благодарить за мелочи, радость от простых событий жизни.

Мне как-то рассказывал один молодой человек о своем непростом детстве в девяностые годы. Он жил в простой семье, и когда случился кризис — семья пострадала так же, как множество таких же семей в нашей стране. Они питались самой простой пищей, которую смогли вырастить своими руками. Редкие сладости, которые доставались тогда детям по большим праздникам, несколько раз в год, он бережно хранил, чтобы потом, посреди года, когда всем становилось немного грустно, достать их из тайника, разделить с братьями, сестрами и родителями — и смотреть, как глаза их светятся от счастья. И вот, он сказал, что когда тяжелые времена потихоньку начали отступать и в доме уже появилось какое-то изобилие, он жалел о прошедших трудных временах, потому что никогда их семья не была такой сплоченной, дружной и радостной, как в то время. Конфеты уже не вызывали былой радости и трепетной благодарности, не говоря уже о счастье. А самое главное — он уже не мог, отказавшись от чего-то, сэкономив на себе, поделиться этим с любимыми людьми — им больше было это не нужно. И вот об этом он вспоминал с грустью.

Действительно, сложные обстоятельства позволяют нам гораздо более искренно проявлять свою любовь и заботу. Одно дело — быть очень богатым и какую-то часть средств своих перечислять в благотворительные фонды, хотя это хорошо и правильно. И совершенно другое дело — не имея ничего, от скудости своей делиться с другими только тем немногим, что имеешь, — прежде всего своей любовью, помощью, участием и добротой. Когда мы стеснены — вольно или невольно, — мы становимся гораздо ближе друг к другу и к Богу. Сытость и изобилие очень часто нас друг от друга отталкивают. Так случается не потому, что сытость и изобилие плохи сами по себе, а потому, что, не будучи нуждающимися сами, мы так быстро забываем о том, что испытывают нуждающиеся другие.

И потому нам так необходимо не позволять себе становиться самодостаточными и пресыщенными, даже если сейчас имеется какой-то достаток. Не становиться самодовольными от достижений, не нуждающимися в других от изобилия жизни. Нам нужно помнить о том, что мы всё же — странники на этой земле, не способные чего-либо собрать и уж тем более — забрать с собой в Царствие Небесное. 

Господь напоминает нам об удивительной свободе, которую Он принес в мир Евангелием. Он говорит, что нам не нужно стремиться к тому же, к чему стремятся все вокруг. Он говорит, что счастье наше совсем не в достижениях, успехе и богатстве, а зачастую даже совсем наоборот, наше счастье — в вещах противоположных им. Он говорит, что мы можем добровольно, ради возможности быть с Ним отказаться от мелких удовольствий — ради большого счастья, ради блаженства наследовать Царствие Его, Царствие любви и благодарности.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 18 декабря 2021 года. День памяти преподобного Саввы Освященного. Никольская церковь в Красной слободе, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.