Мы слышали великое обещание нашего Господа Иисуса Христа:
Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18:19–20).
Похожие слова наш Господь произнес и перед Своим страстным подвигом: Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин 16:23). Подобные слова в Евангелии встречаются несколько раз и открывают перед нами не только важность молитвы, но и особую роль имени Христова в наших молитвах.
Просите и получите, говорит Господь, чтобы радость ваша была совершенна. Но что мы должны просить? Должны ли мы использовать это обещание для удовлетворения наших желаний и амбиций, просить о материальном благополучии, здоровье, успехе? Неужели слова Христа — о пути к тем вещам, о которых человек мечтает и просит, чаще всего по своему неразумию: о комфорте и богатстве, о справедливости, какой она ему видится, об удаче, о каких-то ситуативных и исключительно земных вещах?
Конечно, мы понимаем, что смысл этих слов гораздо глубже. Когда Господь говорит, что мы должны просить во имя Его, Он указывает на то, что наше желание должно быть в согласии с Его волей. Мы не должны просить о чём-то, что противоречит Его заповедям или вредит нашему духовному росту. Вместо этого мы должны стремиться к тому, чтобы наши молитвы были наполнены любовью, миром и справедливостью. Когда мы молимся, мы, скорее, должны просить Бога о том, чтобы наши сердца были наполнены любовью к Нему и к нашему ближнему, чтобы мы могли проявлять милосердие и справедливость, чтобы наши мысли и действия были направлены на славу Бога и благо нашего ближнего.
Всегда стоит помнить, что молитва — это не просто связь с Богом, это участие в Тайне Самого Бога — Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы.
Господь Иисус Христос, Второе Лицо Святой Троицы, воплотился, чтобы вновь открыть нам доступ к этой священной связи, к этому источнику вечной жизни, утерянному через грехопадение. В этом контексте обещание Христа «просите, и дастся вам» приобретает глубокое богословское значение. Мы не просто просим что-то у Бога, мы присоединяемся к Сыну в Его вечном обращении к Отцу, мы вновь становимся участниками божественного общения в Духе Святом. Это нечто большее, чем просто получение ответов на наши молитвы. Это участие в самой жизни Святой Троицы.
Также необходимо понимать, что молитва во имя Христа предполагает глубокую связь с Ним. Мы не можем просто использовать имя Христа как магическую формулу, чтобы получить то, что мы хотим. Молитва во имя Христа — это отражение нашей связи с Ним, нашего стремления следовать Его заповедям и быть похожими на Него. Эта глубина связи и участия в божественной динамике Святой Троицы и есть истинная радость, о которой говорит Христос. Это радость, которая превосходит все земные радости и удовлетворения, это радость, которая возможна даже в условиях скорби и страдания. Именно такую радость мы должны искать в наших молитвах и в нашей жизни с Богом.
Но есть еще одно важное измерение в этих словах Христа. Он говорит: «Прошу, чтобы ваша радость была полной». Бог хочет, чтобы мы были счастливыми, радостными и свободными, чтобы через это мы были полноценными людьми. Это не просто радость, связанная с исполнением наших желаний, но радость, проистекающая из нашей связи с Богом, радость, которую никакие испытания и трудности жизни не могут затмить. Эту радость мы получаем благодатью Духа Святого — очищающего, освящающего и обновляющего нас.
Пусть эта радость наполняет наши сердца и пусть она станет источником нашей уверенности и силы в нашей жизни с Богом. И когда мы обращаемся к Богу с просьбами, пусть наши молитвы будут наполнены этой радостью и любовью, которые только Он может дать.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 5 июня 2023 года. День Святого Духа. Храм Сошествия Святого Духа на апостолов в Верхней Троице, Тверская область.