08.08.2021 | Этика

Принципы христианской общины

«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня… Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим 15:1–3, 5–7),

— пишет апостол Павел Римской Церкви. 

Это слова о принципах построения христианской общины, Церкви, принципах, которые являются правилами жизни для каждого, кто считает себя членом Церкви. Правила Церкви таковы, что они не являются законами, за нарушение которых чего-то лишают. Но наоборот, неисполняющие этих правил сами себя выводят за скобки церковного сообщества, даже формально оставаясь в Церкви. Вся суть нынешнего апостольского чтения самим апостолом сводится к фразе «принимайте друг друга, как Христос принял вас в славу Божию». Мы знаем, что недостойны славы Божией. Мы знаем все свои грехи и страсти, знаем отпадения и немощи. Но Бог нас принимает не по заслугам, не потому, что мы достойны, но принимает нас вопреки всему этому.

А значит, и мы друг друга должны принимать по этим же критериям. Вопреки тому, каков другой человек. Он может быть нам неудобен, может вызывать у нас даже острую неприязнь, но правила общины таковы, что мы должны вопреки всему этому быть друг к другу терпимыми, не судить друг друга строго, не превозноситься друг над другом, не перекладывать на других ответственность и вину, но любить друг друга такими, какие есть.

И самое страшное, может быть, в этих словах то, что если мы этого не исполняем, то во всём остальном совершенно нет никакого смысла. Нет смысла держать посты и ходить на службы, нет смысла заниматься аскетическими подвигами и соблюдать устав. Поскольку всё это работает только тогда, когда мы в Церкви, в церковном общении. Если же мы добровольно покидаем его, отказываясь следовать апостольским рекомендациям, — то мы уже вне общины. Ведь церковная община — там, где принимают друг друга, там, где друг друга любят.

Иначе говоря, жизнь Церкви строится на доверии друг другу. Жизнь Церкви направлена на то, чтобы люди, собравшиеся во Имя Христово, старались бы жить так, как было это задумано Богом при творении мира. Когда человек был в Раю, то принцип его существования был во взаимном доверии Творца и творения. Бог доверил человеку мир, а человек должен был доверять Богу в том, что Он ему заповедовал. Но мы знаем, что это первое доверие было нарушено дьяволом, который направил человека на путь сомнений. Человек стал сомневаться в том, что Бог был искренен с ним. И это вылилось в первый грех, повлекший за собой изгнание из Рая, смерть и всё, что с этим связано. Мы собираемся в Церковь потому, что стремимся к потерянному Раю. И как бывает печально, когда даже это стремление попадает в ту же ошибочную позицию недоверия Творцу и друг другу! 

Да, конечно, все мы несовершенны и способны на грех и зло. И Бог лучше других знает об этой нашей способности. Но вместе с тем Он нам доверяет, ибо без доверия не может быть любви. Ведь и любовь к людям — там, где есть принятие, терпение, понимание, что этот человек лучше меня. 

И в Евангельском чтении мы видим, как фарисеи, осуждающие Христа, не доверяют Богу. Он исцеляет слепых, изгоняет демона из бесноватого, но они говорят на это:

«Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (Мф 9:34).

То есть даже тогда, когда очевидно, что творятся Божией силой великие чудеса, — они не верят, потому что не верят Богу. Тут мы видим налицо, как работают законы духовной жизни: то, что начинается с недоверия, неприятия других, — перетекает в недоверие Богу, в осуждение Бога, в убийство Богочеловека.

Будем же стараться обо всём этом помнить, даже тогда, когда по-человечески нам хочется осудить своего собрата, священнослужителя или мирянина, нам хорошо бы вспоминать о том, что, поступая так, мы не доверяем Богу, у Которого о каждом из нас совершенно иное мнение. Осуждая — мы не принимаем, не принимая — сами себя выталкиваем из спасительного корабля Церкви Христовой, подобно тому как Адам — совершенно свободно, сам, скорее всего, не замечая страшных последствий, как кажется, совершенно не пугающих вещей, которые он делал, — покинул Рай. И наоборот, принимая друг друга, как нас принимает Бог, мы восстанавливаем порушенную грехом любовь, как любовью был восстановлен порушенный ненавистью, недоверием Богу и неприятием других людей этот святой и вновь ставший величественным храм. Желаю, чтобы нынешние слова апостола Павла всегда были верным направлением для жизни вашей святой общины.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 8 августа 2021 года. Неделя 7-я по Пятидесятнице. Церковь Вознесения Господня в Кимрах, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.