08.03.2022 | Вера

Первый шаг — перестать оправдывать себя

Первый день нашего великопостного пути подошел к концу. Мы сделали первый шаг навстречу Богу, и впереди довольно длинная вереница таких шагов. Путь кажется довольно большим и тяжелым, однако состоит он из вот таких шагов, каждый из которых не слишком и тяжел, но в сумме своей они дают великое приобретение во взаимоотношениях с Богом для каждого из нас.

Мы вместе со всей Церковью молились ныне древними словами преподобного Андрея Критского, творца Великого покаянного канона. Преподобный Андрей напоминает нам, что грех не нов на земле. Зло не новое и не другое, оно такое же, как было всегда, с ним сталкивались многие жившие прежде и будут сталкиваться будущие поколения. В себе самих с ним пытаемся бороться и мы. И наш первый шаг в этом пути к самому себе через пространство Поста — это покаяние.

В наше время о покаянии уже почти не говорят. Само слово это как будто стало даже непонятным современному человеку. У многих сегодня как будто бы даже и нет потребности, нет внутренней нужды в покаянии. Конечно, мы живем в поверхностный век, в век, когда принято ко многому в жизни относиться несерьезно. Да и к самой смерти — тоже несерьезно. А покаяние — об очень серьезном отношении к себе, к другим людям, к Богу. Покаяние — сложная внутренняя работа, о которой довольно непросто проповедовать в наше поверхностное время, когда люди стараются принимать себя в том виде, в котором они есть, принимать себя как есть, без всякой внутренней работы. 

Но мы сегодня собрались здесь именно для покаяния. Мы поем о нашем покаянии и желаем, чтобы оно не осталось только на уровне слов и мелодий. Мы жаждем измениться, жаждем исправить путь свой, повернуть вспять всё то, что сделали в своей жизни, желаем стать лучше ради любви к Богу. Мы желаем исправиться, желаем изменить свое сердце, молясь: «Сердце чистое создай, сотвори заново Господи, во утробе моей». 

Покаяние — это не просто сожаление о грехе. Иуда вроде бы тоже сожалел о том, что предал Христа. Но сожаление, душевные терзания и самобичевание не сделали его лучше. А значит, покаяние не то же самое, что раскаяние, ибо и Иуда раскаялся (Мф 27:4). Как равно и то, что покаяние не просто наше желание исправиться и стать лучше. Это не новогодние обещания, которые мы даем себе: не буду делать того-то или того-то. Хотя и твердое решение не грешить — уже великий шаг.

Наш сегодняшний первый шаг учит нас тому, чтобы мы перестали оправдывать себя. От стыда ли или от гордости, от желания казаться лучше, чем есть. Бог знает, каковы мы. И Он хочет, чтобы мы взглянули на себя Его глазами. И не обвинить себя, нет, Он не хочет нашей вины. Но, наоборот, увидев всё, понять, осознать, исправить содеянное и освободить себя от этой вины. Освободить себя от того, что прибивает нас к земле и не дает взглянуть в Небо. 

Господь знает, насколько нам нелегко дается это покаяние. А потому Он и всякое желание поддержит, и всякую искренность помножит, и всякое воздыхание услышит. Он нас поддержит Сам, ибо просить Его помощи в исправлении мы и собрались ныне. Он освободит нас из той темницы, в которую мы сами себя загнали так, что уже и почти не видим выхода.

Один человек согрешил. С полным раскаянием он исповедовался. Но вместо душевного спокойствия он еще больше стал думать и сожалеть о своем грехе. Он каялся вновь и вновь, но умиротворения в душе не наступало. «Я настолько грешен и безнадежен, — думал человек, — что Господь всех прощает, а меня нет!»

Так и прожил он жизнь, постоянно соизмеряя себя и свою жизнь с давно отпущенным на исповеди грехом. Настал день, когда человек умер. На небесах он встретился с Господом. С сокрушенным сердцем он пал перед Господом и произнес:

— Господи, не было и дня, чтобы я не вспоминал о своем ужасном поступке. Но Ты так и не простил меня.

— Дитя Мое, — сказал Господь, — Я давно тебя простил, ибо каждого, кто приходит ко Мне с покаянием, Я прощаю. Только вот простить самого себя ты так и не смог. Каждый раз, когда ты искренне каялся, Я прощал тебя и радовался этому. Но когда ты снова вспоминал о своем грехе, Я печалился об этом, ибо ты, как и многие люди, был слишком занят своим грехом и думал о нем, а не о Боге и жизни вечной. Потому как: где ум твой, там и сердце твое, а где сердце твое — тому ты и служишь.

Давайте будем учиться исправляться, каяться и отпускать совершённое, надеясь на Божественное прощение. Ибо только освободив сердце свое от гнетущего греха, мы можем с искренностью и любовью предстоять перед Лицом Божиим и стяжать Небесное Царствие, которое «внутрь нас есть» (Лк. 17:21), уже здесь, во временной жизни.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 7 марта 2022 года. Вечер понедельника первой седмицы Великого поста. Воскресенский кафедральный собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.