31.03.2023 | Вера

Оазис отдыха на дороге Великого поста

Ныне мы находимся в удивительном, необычном и вдохновляющем месте церковного года — совершаем Похвалу Пресвятой Богородицы в день, который Церковь нарекла Субботой Акафиста. Часто мы даже и не задумываемся о том, каким именно образом создавались те или иные богослужебные тексты, славословия или песнопения нашей Церкви. Но сегодня у нас есть повод вспомнить и поговорить об акафисте, который стал для нас вроде бы и привычным молитвословием. 

Было время, когда акафист был только один, он был написан преподобным Романом Сладкопевцем и был посвящен Пресвятой Богородице. Собственно, этот акафист, который мы сегодня пели всей церковью, — и есть настоящий и единственный акафист и по сей день. Все остальные песнопения, именуемые по образу и подобию первого, являются лишь его поэтической копией, мотивом, переосмыслением жизни и подвига других святых людей, запечатленным в особые формы, сотворенные преподобным Романом.

Мы можем заметить, что в богослужениях нашей Церкви, исполняемых по Типикону, чтение акафиста происходит всего лишь раз в году, в этот день. Конечно, мы поем акафисты и в другие дни, внося в богослужебную традицию некоторые новые элементы. Но по церковному богослужебному уставу акафист поется только в этот день — в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы.

Мы уже довольно близко подошли к времени, когда будем вспоминать Страсти Христовы, время, лишенное как будто бы всякой радости. И вот, не доходя до Голгофы совсем немного, мы совершаем столь радостное богослужение, что много-много раз происходит радостное восклицание, обращенное к Пресвятой Деве: «Радуйся!». Этот день наполнен радостью, он — будто бы островок радости в море смятения, наш оазис для отдохновения в путешествии по дороге Великого поста. Скоро, буквально через шесть дней, мы услышим то же восклицание, обращенное к Деве, из уст Архангела Гавриила. Именно он и стал в некотором смысле соавтором преподобного Романа Сладкопевца, придав акафисту особенную форму радости.

Особенно интересно то, как Великий акафист связан с житием всеми в нашей стране любимого святого — преподобного Сергия Радонежского. Из его жития мы знаем о явлении ему Пресвятой Богородицы вместе с апостолами Петром и Иоанном. Событие это является как будто бы центральным в житии Игумена земли Русской. И если мы обратим свой внимательный взор на житие Преподобного, то увидим нечто и об обстоятельствах этого чуда. 

Две древние редакции жития сообщают, что прежде того, как произошло посещение Пречистой вместе с апостолами Петром и Иоанном, преподобный Сергий совершал молитвенное правило в келии: «Бѣ бо ему обычай — по вся дни пояше благодарныя каноны Пречистѣи, еже есть акафист». И уже из дальнейших исследований и из оставшихся свидетельств мы узнаëм, что преподобный Сергий ежедневно как часть своего монашеского правила совершал акафист Пресвятой Богородице. В то время не было еще отдельного акафиста, выделенного из общего богослужения Похвалы Пресвятой Богородицы, одних только икосов и кондаков, а значит, преподобный Сергий каждый день своей жизни совершал то самое богослужение, которое мы с вами совершаем сегодня, придавая этой службе особое значение. И мы знаем, что Сама Пресвятая Дева за эту любовь Преподобного удостоила его Своего посещения, особым образом отметив Свое личное отношение к этому богослужению Акафиста.

Помолимся же ныне Пресвятой Богородице и Воплотившемуся из Нее Богочеловеку Христу, да сподобят они и нас той радости, которую мы возвещаем, словно бы стремясь передать от своего ликующего сердца, Им.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 31 марта 2023 года. Похвала Пресвятой Богородицы. Воскресенский собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.