Сегодня мы слышали разговор Господа с семьюдесятью учениками, которые вернулись с
радостью и говорили о том, что о имени Его им повинуются бесы. Если представить себя
на месте тех учеников, то, конечно, это должно сильно воодушевлять. Даже и в бытовой
жизни, когда мы понимаем, что по молитвам только что Господь совершил чудо,
совершенно невозможную вещь, это вызывает радость, которая способна вскружить
голову, а в тяжелых случаях — привести к прелести. Да, Господь часто по нашим
молитвам совершает невозможное. Но Он говорит, что не это важно и не этому стоит
радоваться. Важно то, чтобы имена наши были записаны на небесах.
Сегодня мы слышали разговор Господа с семьюдесятью учениками, которые вернулись с
радостью и говорили о том, что о имени Его им повинуются бесы. Если представить себя
на месте тех учеников, то, конечно, это должно сильно воодушевлять. Даже и в бытовой
жизни, когда мы понимаем, что по молитвам только что Господь совершил чудо,
совершенно невозможную вещь, это вызывает радость, которая способна вскружить
голову, а в тяжелых случаях — привести к прелести. Да, Господь часто по нашим
молитвам совершает невозможное. Но Он говорит, что не это важно и не этому стоит
радоваться. Важно то, чтобы имена наши были записаны на небесах.
Если вдуматься в слово грех, в его этимологию, то мы увидим, что грех — это и есть то
самое отвлечение от главного. Буквально с греческого слово «грех», «амарти́а»,
переводится как «промах, непопадание в цель». Всё, что не попадает в цель, к которой мы
стремимся, в цель, которая для нас есть Царствие Небесное, — и есть в самом широком
смысле этого слова грех. Даже если это что-то, что кажется нам делом достойным. Даже
чудесами, совершившимися по нашим молитвам. Даже чем-то, имеющим отношение к
нашей религиозной жизни, в которой мы, к сожалению, тоже, увлекаясь частностями,
забываем о главном.
Господь учит Своих учеников тому, что они не должны обольщаться, даже видя какие-то
проявления чудес. Поскольку и чудеса могут отвлекать от неба. Мы знаем, что и диавол
по хитрости своей может носить образ светлого ангела. И это может быть даже
специальной уловкой, когда наша вера начинает основываться на каких-то
сверхъестественных ожиданиях, на постоянной жажде чуда, и когда этого чуда не будет
дано нам — вера может ослабнуть. Однако если вера имеет своим основанием твердую
уверенность в жизни будущего века, в любви к Богу и людям, в желании быть всегда с
Богом — ее уже гораздо сложнее побороть такими искушениями. Труднее, потому что
когда человек идет куда-то, следуя за постоянной путеводной звездой, его сложнее сбить с
пути, чем если он идет, используя в качестве своего ориентира что-либо другое, например,
луну, пускай даже и прекрасную, но переменчивую.
Быть христианином — значит иметь своей целью и своей путеводной звездой Царствие
Небесное. Это не значит, что наша жизнь начинается только после смерти и всеобщего
воскресения и в этой жизни нам нужно только ждать ее конца. Наоборот, Господь говорит
нам: «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21). Но и не значит, что жизнь
заканчивается смертью, по слову апостола Павла, «знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный,
вечный» (2 Кор. 5:1). И здесь и там — мы стремимся к Царствию Бога.
И пусть никакие сомнения или, наоборот, ложная уверенность в себе не отвлекут нас от
Бога. И пусть радость наша будет о Господе, а не о наших собственных достижениях,
пусть даже и духовных. И да будем мы «благоразумны, и да утешит сердца наши
Господь» (апостольское чтение ап. и ев. Луки: Кол. 4:5–9, 14, 18).
Проповедь митрополита Тверского и Кашинского Амвросия, произнесенная им за
Божественной литургией 31 октября 2020 года в храме апостола и евангелиста Луки при
Тверской городской больнице № 4