24.03.2024 | Вера

Мы – живые иконы Бога

Мы прошли наиболее сложный отрезок великопостного странствия, строгую первую неделю Поста. И как ее венец Церковь Христова дарит нам Торжество Православия, день, когда мы празднуем победу истины Божией, победу веры, которая веками испытывалась, но не пала, несмотря на все испытания. В этот день мы особо чтим восстановление почитания святых икон, после того как были побеждены иконоборческие ереси.

Почему же это торжество совершается именно в первое воскресенье Великого поста? Потому что именно пост — это время, когда мы, очищая себя через воздержание и молитву, становимся более восприимчивыми к Божественным истинам. В это время наше сердце и наш разум открываются для глубокого осмысления основ нашей веры, для переосмысления нашего духовного пути.

Иконопочитание — это не просто некая красивая традиция. Иконопочитание — это выражение нашей веры в Божественное воплощение. Икона — это окно в вечность, мост, соединяющий земное с небесным. Через иконы мы вступаем в общение со святыми, через иконы мы видим образы тех, кто уже достиг вечной жизни и кто указывает нам путь к ней. В иконе воплощена таинственная связь между Богом и человеком, напоминание о том, что Бог стал человеком, чтобы каждый из нас мог стать по благодати тем, кем Он является по природе. Наша православная вера — это вера иконопочитателей. 

Вернемся к сегодняшнему Евангельскому чтению, к встрече Христа с Филиппом и Нафанаилом. В этих строках Евангелия заключено нечто невероятно важное для каждого из нас. «Иди за Мною», — говорит Христос Филиппу. Эти слова звучат и для нас. Следовать за Христом — значит идти путем любви, путем самопожертвования, путем истины, даже когда этот путь кажется нам непонятным или трудным.

Сомнения Нафанаила о Христе, выраженные словами «из Назарета может ли быть что доброе?», отражают наши собственные сомнения и предубеждения. Мы так часто судим по внешности, по происхождению, забывая, что Бог действует не по нашим меркам. Мы довольно часто принимаем на веру ярлыки, расхожие утверждения о ком-либо, общественное мнение о человеке и прочие подобные вещи. Сегодняшнее Евангелие напоминает нам вновь о том, насколько мы можем быть необъективны в своих суждениях, насколько мы можем быть подвержены влиянию чьих-либо мнений и слов, что даже можем не заметить за этими мнениями и словами Самого Бога и уж тем более можем видеть в черном белое и наоборот. 

В Неделю Торжества Православия мы должны особенно подумать друг о друге, о своих ближних, о братьях по вере Христовой. Ведь Бог создал всех нас по Своему образу и подобию, а это значит, что, вглядываясь друг в друга, мы как будто вглядываемся в живые иконы Бога, которыми являются все люди. Вглядываемся, чтобы разглядеть Божий образ, чтобы поклоняться Богу, живущему и обитающему в людях. Отцы пустыни говорили, что тот, «кто видел брата своего, тот видел Бога своего»1, а апостол Иоанн писал в своем послании: «Кто не любит своего брата, которого он видел, тот не может любить Бога, которого он не видел» (1 Ин 4:20). Поэтому, празднуя Торжество Православия, вспомним и о важности отношения друг к другу как к иконам Творца. Будем благоговейно хранить нашу веру и догмат о почитании святых икон, который выражает собой веру в то, что Бог стал человеком. Будем торжествовать и ликовать о том, что Бог, несмотря на немощи человеческие, всегда побеждает в истории, что Церковь Христова жива и торжествует и что врата ада не одолеют ее, как Он Сам обещал.

Аминь.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 24 марта 2024 года. Неделя 1-я Великого поста, Торжество Православия. Спасо-Преображенский собор, Тверь.


[1] Το Γεροντικόν, ήτοι αποφθέγματα αγίων Γερόντων, επιστασία Παύλου μοναχού, Αστήρ, Αθήνα 1960, σ. 20 https://www.pemptousia.gr/2020/11/ides-ton-adelfon-sou-ides-kirion-ton-theon-sou/.

Эта фраза принадлежит старцу Аполлосу из произведения «Геронтикон». Вот фраза из греческой книги, приписываемая старцу Аполлосу:

«Ο αυτός είπε περί της υποδοχής των αδελφών, ότι δει ερχομένους τους αδελφούς προσκυνείν· ου γάρ αυτούς, αλλά Θεόν προσκυνούμεν· είδες γαρ φησι τον αδελφόν σου, είδες Κύριον τον Θεόν σου· και τούτο, φησί, παρά Αβραάμ παρειλήφαμεν…» (Το Γεροντικόν, ήτοι αποφθέγματα αγίων Γερόντων, επιστασία Παύλου μοναχού, Αστήρ, Αθήνα 1960, σ. 20).

«Сей говорил о приеме братьев, что видел приходивших поклоняющимися братьям, но не им, а Богу поклоняемся. Ибо, [кто] видел, говорит, брата твоего, [тот] видел Господа Бога твоего. И это, говорит, мы восприняли от Авраама» (Геронтикон, или апофтегматы святых старцев, Эпистасия монаха Павла, Афины: Издательство «Астир», 1960, С. 20).

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.