26.11.2023 | Вера

Кто же теперь мой ближний?

В центре нашего внимания сегодня известная всем нам притча о милосердном самарянине и о человеке, впавшем в разбойники. Сюжет начинается с того, что законник, человек, обученный всем тонкостям писанного ветхозаветного Закона, спрашивает Христа о пути к вечной жизни. Господь говорит ему о любви к ближнему, но законник не понимает и задает вопрос: а кто мой ближний? И Господь рассказывает в ответ притчу, переводя разговор из области теории в область практики духовной жизни.

Один человек шел из Иерусалима в Иерихон и на него напали разбойники. Они избили его, отобрали одежду и всё, что у того было, и скрылись, оставив полуживого человека у дороги. Мимо проходили священник и левит, они видели страдальца, но прошли мимо. Самарянин же, иноплеменник и иноверец, подошел к несчастному, оказал первую помощь, на собственном осле отвез в гостиницу, заплатил за то, чтобы о нем позаботились, и пообещал вернуться в скором времени. Завершая этот рассказ, Христос спросил у законника: кто ближний человеку, впавшему в разбойники? И законник ответил: конечно, тот, кто помог. 

Первый и очевидный вывод, который мы должны сделать, — это, собственно, самый прямой вывод: наш ближний тот, кому мы помогаем, наш ближний тот, кто помогает нам. То есть всякий оказавшийся неравнодушным к нашей собственной жизни и всякий, к кому неравнодушны мы. Нуждающийся в нашем участии человек, которому мы помогли, становится нашим ближним. Старушка, переживания которой мы выслушали, мама, с ребенком которой согласились посидеть, чтобы она уделила время себе, человек, которому мы написали добрые слова под его фотографией в интернете. И всякий, кто делает подобное по отношению к нам. А это значит, что потенциально наш ближний, то есть наш близкий — любой человек. Всё зависит только от нашего желания и устремлений.

А теперь обратим свой взор на самарянина — иностранца, «другого», чужака, иноплеменника, иноверца. Христос в этой притче напоминает нам, что для милосердия и любви нет границ национальности или религии. Самый внешне праведный священник и единоверец может оказаться слишком увлечен собой. И самый, казалось бы, культурно и религиозно далекий может протянуть руку помощи. Поскольку мы все — дети Божии, через каждого из нас действует Бог. Важным здесь является не происхождение самарянина, а его способность проявить истинное сострадание.

В нашем современном мире, где каждый стремится к самодостаточности, милосердие может показаться чем-то архаичным, почти революционным. Но именно здесь, в этом акте безусловной любви и сострадания, проявляется истинная вера во Христа как в Бога. Мы стараемся так жить, потому что только что слышали от Него: иди и ты поступай так же. 

Теперь задумаемся: кто же сегодня мой ближний? Это вопрос, который требует от нас расширения наших горизонтов. В мире глобализации и интернета наши «ближние» могут находиться не только рядом с нами, но и на другом конце света. Мы призваны быть милосердными не только к тем, кто находится рядом, но и к тем, кто далеко. Мы можем позвонить одинокому родственнику или знакомому, переживающему сложности. Мы можем написать доброе слово и вовсе незнакомцу. Добрые слова могут подчас не меньше добрых дел повлиять на жизнь: поддержать, вдохновить, дать сил. 

Пусть эта притча будет для нас не просто красивой и мудрой историей из прошлого, но живым напоминанием о том, что каждый день предоставляет нам возможность быть истинно милосердными, проявлять любовь, которую Христос показал нам Своей жизнью. Пусть наша вера будет живой, наши сердца открытыми, а руки готовыми к делам милосердия. Ибо у Бога на этой земле нет иных рук, кроме наших.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 26 ноября 2023 года. Литургия в храме священномученика Фаддея (Успенского). Тверская область, Вышневолоцкий район. 

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.