06.12.2020 | 

Конечность жизни не трагедия, а возможность прожить её осознанно

Земная жизнь человека длится недолго. Нам всегда кажется, что у нас в запасе ещё есть время, чтобы наладить жизнь, разобраться в себе, стать лучше. Но на самом деле времени у нас почти совсем — нет. Сейчас, когда в мир, привыкший жить по определённым условиям, пришли новые обстоятельства, мы видим это особенно отчётливо. Ещё год назад мы верили, что мы все умрем либо от старости, либо после продолжительной болезни, либо, в крайнем случае, в результате чрезвычайного происшествия. Но, если мы будем аккуратны, верили мы, последний вариант имеет крайне низкую вероятность. Конечно же, так мы пытались себя успокоить и придать завтрашнему дню уверенности.  

И вот, когда неожиданно в жизнь общества ворвались новые условия, мир словно пошатнулся. Ни у кого нет уверенности в том, что он не заразится. Ни у кого из заразившихся нет уверенности в том, что он перенесёт эту болезнь благополучно. Несмотря на то, что абсолютное большинство заразившихся выздоравливает, вирус убивает подпавших под его власть в абсолютно случайном порядке. И это страшно. 

Вчера в Москве отпели и погребли иеродиакона Ювеналия (Лапшина), замечательного человека и известного церковного певчего, доброго монаха, талантливого человека, которого любили все, кто его знал. Ему было 38 лет, у него не было особенных заболеваний, он не входил ни в одну из групп риска. Он переносил болезнь не очень легко и когда уже пошел на поправку, и симптомы стали отступать, — болезнь набросилась с новой силой и убила его менее чем за сутки. 

Мы не знаем, сколько лет, месяцев или дней жизни осталось каждому из нас. Наша жизнь — один вздох перед очами Господа. И у нас совсем нет времени на то, чтобы заниматься чем-то второстепенным, чем-то, что не приближает нас к спасению, чем-то, что уводит нас от Бога. У нас нет времени на интриги и расслабление, на зависть и ссоры, на сплетни и построение мнимой реальности. Если мы не с Богом прямо здесь и сейчас, то почему мы считаем, что будем с Богом в смертный час? Мы не знаем, кроме редких случаев, какой час окажется для нас последним. А потому мы должны осознавать, что каждый час может стать для нас последним, и однажды мы — окажемся правы. 

В сегодняшней притче о неразумном богаче (Лк 12:16−21) Господь напоминает нам об этом. Жил человек, который вроде бы ничего плохого и не сделал: посадил и вырастил урожай, потрудился и пожал плоды своего труда. Урожай был хорош, и он радовался этому. Под обильный урожай он построил новые амбары. Во всех этих поступках нет ничего плохого. И тем более нет ничего такого, что было бы чуждо каждому из нас. Он радовался тому, что после большого труда и хорошего результата — он сможет долго отдыхать и ни в чём не нуждаться. Как близка эта мысль современному нам миру!

Но Господь говорит ему: «Ты глупец. Сегодня ночью ты умрёшь. Кому достанется то, что ты заготовил?» (см. Лк 12:20). Если вдуматься, что ставится в вину богачу, то это как раз вопрос «кому это достанется?». Проблема этого богача в том, что он подумал только о себе, подумал, что всё принадлежит ему, что ему принадлежит даже время, которое он хотел провести в комфорте, чтобы есть, пить и веселиться. Он позаботился только о себе и ни о ком кроме себя.

Но наш мир устроен иначе. Друг без друга мы — ничто, потому что связаны одними узами рождения и смерти. У нас может быть разное состояние, различные таланты, мы можем отличаться друг от друга по различным параметрам. У одних получается заработать больше, у других меньше. Кто-то умеет писать замечательную музыку, кто-то хорошо выращивает хлеб, кто-то не делает ничего. Но смерть — это то, что случается с каждым из нас. Это некая данность, уравнивающая всех людей без исключения. Точка отсчёта человеческой нравственности, точка соприкосновения всех человеческих судеб. Перед ней мы — равны. А значит, по пути к смерти нужно думать не столько о себе, сколько о других людях, наших ближних и не только. 

Мы часто не умеем задавать себе вопрос «а что дальше?». Что будет после того, как я выполню некий свой, может, и превосходный и благой план? Что будет после того, как мои начинания завершатся успехом и всем тем, что с этим успехом связано: стабильностью, сытостью, спокойной жизнью без страха о завтрашнем дне? Сегодняшний евангельский богач, думается, как раз боялся завтрашнего дня и пытался подчинить его себе, не опираясь на Бога. А только Бог — истинный Властитель бытия и времени, в том числе и завтрашнего дня.

Мы должны помнить, что жизнь коротка и что она может оборваться в один момент. Но это не должно нас пугать. Потому что, если мы будем жить так, как в последний час своего земного странствия, смерть будет победоносным окончанием жизни. Стоя у смертного одра близкого человека и точно зная, что это последняя беседа с ним, мы осознаём, какую ценность обретает каждое сказанное слово и действие! Так вот и в собственной жизни: именно потому, что мы не знаем, какой час окажется последним, мы должны жить, словно пишем не черновик жизни, но пишем начисто, без возможности исправить после. Жить так, как будто те действия, которые я делаю сейчас и те слова, которые я произношу сейчас, — то, с чем мне предстоит войти в вечность. И пусть не горестное осознание внезапной конечности жизни, но радость о возможности встречи со Христом — будет сопровождать каждый час нашей жизни!


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 6 декабря 2020 года. День памяти святого благоверного князя Александра Невского. Собор святого благоверного великого князя Александра Невского на Привокзальной площади Твери.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.