02.07.2023 | Вера

Какой веры ожидает от нас Бог

Господь прибыл в Капернаум, и когда Он шел по улицам города, к Нему подошел римский военачальник с просьбой исцелить его парализованного слугу. Христос ответил на просьбу согласием и даже с некоторой императивной уверенностью, сказав: Я приду и исцелю его. Но центурион ответил с поражающей скромностью и верой: Господи, я не заслуживаю того, чтобы Ты вошел под крышу моего дома. Скажи только слово, и слуга мой выздоровеет. Сотник, очевидно, по-своему понимал природу Божественной власти и сравнил ее по аналогии с той властью, что имеет он сам, продолжив свою речь так: Я — лишь подчиненный человек, но у меня есть под командой воины, и я могу приказать одному из них идти, и он идет, и другому приходить, и он приходит. Также и моему слуге я могу приказать делать что-то, и он это делает (Ср. Мф 8:9).

Христос был поражен его верой и произнес слова, обращаясь к следующим за Ним людям: Истинно вам говорю, даже в Израиле я не встречал такой веры. И сказал центуриону: Иди, и так будет, как ты верил. И в тот самый момент слуга его выздоровел (Мф 8:5–13).

Центурион, римский сотник, несомненно, был язычником. Он служил в Палестине, но был римлянином, прибывшим для укрепления власти римского императора над евреями. Он, вероятно, был строгим, непреклонным в бою и вряд ли когда-либо показывал слабость. Но мы видим, как этот человек, который должен был находиться в полной противоположности иудейскому пониманию веры, становится героем Евангелия и примером веры. Мессия ставит его в пример всему Израилю. Своими действиями и словами сотник учит и нас тому, какой веры ожидает от нас Сам Бог. 

Часто верующие люди считают, что обладают истиной, что они понимают Божии намерения лучше остальных, что их высокое призвание делает их особыми, что они точно знают, кто из людей более угоден Богу, а кто — менее. Конечно же, иудеи считали центуриона оккупантом и язычником, по сути, он им и был. Но мы видим, что Бог к нему относится, применяя совсем иные мерки. Он не смотрит ни на его этническую принадлежность, ни на политические воззрения и даже не спрашивает о его религии. Он видит веру сотника в способность Христа исцелить больного человека и ставит эту веру и скромность, которую он проявляет при просьбе, в пример вроде бы истинно верующим иудеям.

Бог не видит нас так, как мы себя видим. Господь смотрит на глубину нашего сердца, на нашу веру, и Он ожидает от нас именно этого. Пусть нам будут уроком слова сотника, в которых звучит искреннее признание: «Господи, я недостоин…». В этом парадоксальном признании мы можем обрести путь к Богу, к Его милости и благодати. И когда мы смиренно признаем свое недостоинство и покоримся Божественной власти, когда мы перестанем самостоятельно судить людей и отделять хороших от плохих, когда мы плохим и недостойным станем считать только себя самого — только тогда Бог может сказать нам: «Иди, по вере твоей будет тебе». В этом противоречии заключается наше истинное прославление — в нашей слабости, скромности и подлинном осознании своего места в мире мы находим Божественную благодать.

Пусть вера сотника и его нынешний пример будет источником нашей силы и ориентиром на длинном и извилистом пути нашей жизни, указывающим правильный путь к Царствию Небесному, где самые недостойные прежде становятся сынами и дочерьми Бога. 

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 2 июля 2023 года. День памяти первого Патриарха Московского и всея России Иова. Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.