Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф 6:31–33).
Слова Спасителя, которым мы внимали только что, можно интерпретировать двояко. С одной стороны, мы можем воспринимать их как призыв освободиться от страхов повседневной жизни, финансовых страхов и страхов неустроенности, что само по себе чрезвычайно сложно и невозможно сделать только лишь усилием собственной воли. С другой стороны, можно услышать в этих словах Спасителя поощрение к некоей беззаботности в жизни, может быть, даже некоей поверхностности в отношении к реальности.
Одна часть души нашей радуется возможности такой простоты и спокойствия в жизни, о которых ныне сказал нам Господь. Но другая часть напоминает нам об ответственности, которая есть у каждого из нас перед ближними и перед Творцом. Таким образом, получается, что слова Спасителя, которые вдохновляют нас и говорят о возможности жить в некоей простоте и доверии Богу, могут оказаться фактически невыполнимыми, оставаясь лишь неким вечным устремлением, целью, которой невозможно достичь.
Христос учит нас свободе. Той свободе, меру которой положил в нас Бог в момент сотворения. Давайте попробуем осознать, чего требует от нас эта свобода. Спаситель призывает нас «искать прежде Царства Божия и правды Его». Он напоминает нам, что всё, что у нас есть, всё, чему мы радуемся и на что опираемся, принадлежит не нам, а Богу и нашему ближнему. Если мы пользуемся чем-то сверх необходимого, мы отнимаем это у себя самих и у нашего ближнего.
Мы созданы Творцом как совокупность души и тела. Только совокупность души и тела делает нас полноценными людьми. Можно сравнить это устройство с образом глиняного кувшина: кувшин не может существовать и быть собой без глины, но и глина без формы горшка не исполняет своего предназначения. Так же наши души и тела не могут быть полноценными друг без друга. На нашу духовную жизнь, безусловно, влияют физические вещи, подобно тому как виноградная лоза без подпитки водой и питательными веществами не может дать своих сладких плодов.
Всё, что мы видим, чувствуем и с чем взаимодействуем, даже на физическом уровне, влияет на нашу духовную жизнь в положительном или же отрицательном ключе. Христос обращает наше внимание на это, говоря сегодня о светильнике для тела — оке. Если око чисто, всё тело чисто. Наше восприятие окружающего мира, который мы познаем в большей степени физически, можно сравнить с зеркалом. Если зеркало чисто, мы видим ясное отражение самих себя и окружающего мира. Если оно покрыто пылью или грязью, наше видение искажается, а также наше восприятие окружающего мира и самих себя. А когда мы видим мир искаженно, мы начинаем мыслить неадекватно, предпринимать неадекватные действия, совершать неверные поступки, уводящие от Бога. И одним из таких искажающих поводов, безусловно, становится наш акцент на физической стороне жизни: пище, деньгах, комфорте, статусе.
Наша жизнь больше, чем материальные вещи, хотя и в них мы нуждаемся тоже. Доброта, таланты, наши высшие устремления не связаны с материальными благами, но именно они оказываются на самом деле главными вещами в жизни земной, а тем более — в жизни вечной. Давайте помнить, что всё в этом мире принадлежит Богу. Он заботится о нас и даст нам всё, что нам нужно, но это может не всегда быть то, что мы хотим. Однако это будет то, что действительно нужно нам для нашего духовного роста и вечной жизни.
Такой подход к жизни может показаться строгим и непостижимым, но он является единственным верным ключом к Царству Божию. Он призывает нас быть нищими в духовном смысле, принимать от жизни только то, что необходимо, и не преследовать пустых мирских благ. Вот как мы должны понимать слова Христа. Нам нужно учиться видеть за пределами того, что доступно нашему взгляду. В этом мире мы обитаем лишь временно, и всё, что здесь есть, останется здесь, когда придет наш час. Наши истинные сокровища — это то, что мы отдаем Богу и ближнему нашему, любовь, которую мы сеем, и благодеяния, которые совершаем. Вот что истинно ценно, вот где находится наша истинная свобода.
Нынешнее приглашение Христа — не к беззаботности, а к устремлению взора на то, что по-настоящему важно. Пусть этот призыв останется с нами, пусть он освещает наш путь и направляет наши действия. Пусть наши глаза будут чистыми, чтобы мы могли видеть мир таким, какой он есть, — не просто как место временного пребывания, но как путь к вечности, проходящий через любовь и служение ближним. Пусть примером исполнения слов Христовых для нас будет святая благоверная княгиня и инокиня Анна Кашинская, у честных мощей которой мы сегодня собрались для молитвы и прославления, ведь ее жизнь была явным исполнением слов Спасителя, которые мы слышали сегодня.
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 25 июня 2023 года. День памяти благоверной княгини Анны Кашинской. Вознесенский собор, Кашин.