05.08.2023 | Вера

Две встречи

Сегодня, в день, когда мы чтим Почаевский образ Пресвятой Богородицы, Церковь вновь предложила нам Евангельский отрывок о Марфе и Марии, двух сестрах, которые встретили Господа Иисуса Христа в своем доме и послужили Ему, но совершенно разными способами. Мне хотелось бы сегодня сравнить это Евангелие и эту встречу Христа с Марфой и Марией с другой встречей, произошедшей через некоторое время уже в совершенно других условиях, иных обстоятельствах, наполняющих иными смыслами слова и дела. Обстоятельствах, которые высветляют истинную суть так, как это может делать только лик смерти. 

В Евангелии от Иоанна мы читаем о другой такой встрече. Марфа и Мария были сестрами Лазаря, друга Господня. Лазарь заболел и, по-видимому, довольно скоропостижно умер. Мы понимаем, что Лазарь был хорошим человеком, потому что видим, как горюют его сестры, и читаем о нём самую пронзительную фразу о Христе: «Иисус прослезился». И мы видим Марфу и Марию, тех же самых девушек, о которых мы слышали сегодня, но уже ослепленных горем расставания с любимым братом.

Иисус снова приходит к их дому, в этот раз объятому скорбью. Марфа, деятельная Марфа, вновь первая выбегает к Нему навстречу и вновь, с присущей ей чертой, начинает с обвинений, впрочем, скорее беспомощных, но и наполненных верой в Спасителя и в Его возможность воскресить брата: «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин 11:21–22). Марфа справедлива человеческой справедливостью, и оттого очень понятна нам. Кто из нас не бросал Богу таких же дерзновенных слов, находясь в крайних эмоциональных состояниях? Кто не говорил Отцу Небесному «разве Тебе сложно было помочь»? В таких мыслях и словах — большая дерзость. Но и вера, поскольку, говоря это Богу, мы всё же признаëм, что Он мог это сделать. То же делает и Марфа. 

Таков образ действий Марфы, о которой мы читали только что, Марфы, которая упрекала Марию в бездеятельности и созерцательном общении со Спасителем. Но что же сама Мария? Как она ведет себя при этой, второй встрече с Христом? Она падает к ногам Христовым и повторяет те же самые слова, которые произнесла и сестра ее: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин 11:32).

В обоих отрывках обе сестры выражают свою веру в Иисуса, но делают это по-разному. В первом отрывке Марфа выражает свою веру через свое служение, а Мария через свое внимательное слушание. Во втором отрывке Марфа выражает свою веру, говоря Иисусу, что она знает, что Бог даст Ему всё, что Он попросит. Мария, с другой стороны, выражает свою веру, падая к ногам Иисуса и повторяя слова Марфы. Мария скорее готова смириться с потерей брата, и она уже смирилась, ее молитва — молитва сожаления и принятия. Марфа же, несмотря на очевидность смерти, всё же просит Бога сделать чудо. По большому счету, и мы каждый раз, когда просим чего-то у Господа, то просим чуда. Мы каждый раз просим сделать так, как не может произойти само собой, по законам физики или течению обстоятельств. Мы каждый раз просим, чтобы Отец наш сделал так, чтобы дважды два было пять.

Мы просим чуда и не до конца верим, что это чудо произойдет. Совсем как Марфа, просящая Господа воскресить Лазаря, но в тот самый момент, когда Он велел отвалить камень от гроба и обнажить могилу, принявшую их друга и брата, она обнажает собственное сомнение, воскликнув, словно бы прося Господа одуматься: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе», на что получает ответ: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин 11:39–40). А Мария, по-видимому полная веры и ожидания, молчаливо взирает на происходящее сквозь слезы.

Из историй про сестер Марфу и Марию мы узнаëм больше о себе самих. Ибо мы таковы, что верим и сомневаемся одновременно. Мы можем искать решений и помощи у Бога даже в самых непоправимых ситуациях, а можем погружаться в свое горе и терять всякую нить, выводящую из пучины наших собственных страданий, самокопания и самобичевания. Мы можем радоваться и грустить. Мы любим Бога, и мы столь непоследовательны в своей любви, что часто упрекаем Его. Мы таковы, и Бог это знает и любит нас такими. Об этом нам рассказывают эти сюжеты, между строк которых можно прочесть гораздо больше, чем в самих строках. 

Евангелие способно быть зеркалом, отражающим нас такими, какие мы есть на самом деле, а не такими, какими представляем себя сами. Нужно лишь часто заглядывать в него, чтобы научиться видеть себя и окружающий нас мир через призму Евангелия и не поддаваться на уловки тех, кто пытается заслонить от нас правду о нас же самих.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 5 августа 2023 года. Праздник Почаевской иконы Божией Матери. Казанский храм в Малышкове, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.