04.06.2021 | 

Добрый Пастырь и закланный Агнец

Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их. И они идут за мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин 10:27–28)

— такие слова Господа мы слышали только что из Евангельского чтения. Господь несколько раз, как передают нам это евангелисты, повторяет одну и ту же мысль в разные периоды времени: Его овцы слышат голос Его и следуют за Ним. Но те люди, которые не хотят становиться овцами Его стада, — либо не хотят слышать голоса Его, либо слышат, но не хотят идти за ним, либо вообще, полностью отвергают нужду в Пастыре.

Мы так привыкли к образу Доброго Пастыря, к самому слову «пастырь», что порой смысл его от частого использования затирается, перестаёт быть выпуклым и отчëтливым. Да, мы помним, что слово это означает буквально «пастух», и Господь, называя Себя Пастырем, называет верующих в него — овцами Его стада. Однако мы знаем также, что обычно пастух пасëт стадо с единственной целью — в конце концов, по достижении необходимого времени, использовать овец стада своего по назначению: продать их, или употребить в пищу, или использовать их шерсть. Но это ли имеет в виду Творец мира, не имеющий нужды ни в чём, говоря о пастве Своей?

Он называет Себя Пастырем Добрым и говорит, что отдаст жизнь Свою, душу Свою за овец. Он говорит в другом месте, что ради одной овцы заблудшей оставит остальных девяносто девять и отправится на поиски. Он говорит, что знает овец Своих, и устами пророка Исаии говорит даже, что будет брать агнцев Своих на руки и носить на груди Своей (ср. Ис 40:11). Типично ли такое отношение пастуха, даже самого хорошего и ответственного, к стаду? Отдаст ли кто из пастухов жизнь свою ради безгласных овец? Конечно нет. А значит, за этой аналогией, за этим иносказанием о Пастыре и овцах скрыт гораздо более глубокий смысл, чем можем разглядеть мы с первого раза. 

Иоанн Предтеча говорит о Христе:

Вот Агнец Божий, Который берёт грехи мира» (Ин 1:29).

Пастырь и одновременно Агнец, ягнëнок! Пастырь, Который ради любви к овцам способен стать одним из них, даже самым меньшим и беззащитным, — вот какой смысл несёт в себе этот символ. Одновременно Пастырь и Агнец, любящий стадо Своё и закалающийся ради спасения овец добровольно, — вот наш Господь, за голосом Которого мы, хотя и падая непрестанно, следуем.

И в эти, всё ещё пасхальные дни, хотя и грядущие к своему годовому завершению, хочу воскликнуть словами пасхального гимна святителя Мелитона Сардийского, восхваляющего Божественного Агнца:

Ветхий закон,
новое же Слово,
временный образ,
вечная благодать,
тленная овца,
нетленный Господь,
закланный как агнец,
воскресший как Бог.
Ибо хотя и, как овца, веден был на заклание (Ис 53:7),
но не был овцой,
и хотя был как агнец безгласный,
но не был агнцем:
то было образом,
а это было истиной.

Ибо вместо агнца был Бог,
и вместо овцы человек,
в человеке же Христос,
Который вместил в Себе всё.

Христос Воскресе!


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 4 июня 2021 года. День памяти святых отцов II Вселенского Собора. Успенский собор, Тверь.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.