13.03.2021 | 

Добро по расчёту

Господь предупреждает нас: не твори милостыни перед другими людьми, чтобы они видели это; когда даешь милостыню — никто пусть об этом не знает, пусть о том, что делает правая рука, не знает даже рука левая. И когда молишься — затворись в комнате и молись Отцу Небесному втайне. И молясь — не многословствуй, уподобляясь язычникам, потому что Отец Небесный знает твою нужду даже до того, как её озвучишь в молитве. 

В нынешнем Евангельском отрывке, которым Церковь помогает нам задуматься о грядущем уже совсем скоро великопостном времени, мы вновь слышим о необходимости быть цельными. О том, что стремиться к доброму нужно не ради того, чтобы о нас было хорошее мнение среди людей, но по совершенно иным причинам. 

Если вслушаться внимательно в эти евангельские слова Христа, то мы заметим очень интересную деталь. Господь не говорит нам: «давайте милостыню», «молитесь» и так далее. Тут нет размышлений о том, помогать или не помогать нуждающимся, молиться или нет. Для Христа эти вещи безусловны. Молиться и помогать ближним нужно без рассуждения. Но Он говорит о другом, о внутренних мотивах: когда даёшь — давай втайне даже от себя. Когда молишься — молись втайне. То есть отсеки все лишние поводы для твоих добрых поступков, пусть единственным вдохновением для твоего добра будет любовь, ближний, Бог. Но не мнение людей. И даже не собственное мнение о себе.

Ведь если человек ищет награду за своё добро — то он её находит. А если не ищет — то его награждает Бог. Добро не остаётся без награды. Люди слишком быстро забывают о добре. Мнение общества переменчиво и зыбко. Бог же не забывает никогда. Награда Его несоизмеримо выше. И для того чтобы Он заметил и оценил наш подвиг — не нужно делать каких-то особенных, привлекающих внимание действий. Он и так видит и знает наше сердце.

Увы, показная доброта, о которой говорит Господь, стала приметой нашего времени, когда для того, чтобы рассказать другим о своих добрых делах, уже не нужно выходить на улицы, трубить в трубу или иными привычными для человека древности способами привлекать внимание. Достаточно снять на телефон, разместить в соцсети, написать о своём добром деле. И оно практически тут же потеряет цену. Его, конечно, заметят люди. Скорее всего, они похвалят и напишут восторженные слова. Это и будет наградой за добро, по слову Спасителя: «Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф 6:2). Помню хорошо, как говорили в 70-е годы старые люди: плохо, когда хвалят. Если похвалили, значит, от Бога награды не будет.

И дело тут не столько в том, что чужой взор как-то мистически обесценивает доброту. Наоборот, иногда полезно, чтобы сомневающиеся люди видели в христианах то добро, о котором говорил Христос. Дело не в том, узнает кто-то или не узнает о добром поступке. Христос в нынешнем Евангелии говорит о том, что имеет у нас в языке достаточно лаконичное обозначение: «расчёт». 

Расчёт обесценивает любое доброе дело. Он обесценивает отношения, если они строятся не из-за любви, а с целью добиться чего-то иного. Он обесценивает молитву, если цель её не обращение к Богу, а скорее обращение к людям, которые хотят увидеть в тебе молитвенника. Он обесценивает дела милосердия, когда они творятся не ради искренней помощи ближнему, а ради того, чтобы привлечь к себе внимание, исключительно ради пиара. 

Я слышал как-то историю одного человека, которого соседи и родственники считали замкнутым и нелюдимым. Он жил в своей маленькой квартире один, толком ни с кем не общался, работал поваром в столовой. Так в одиночестве и умер. Но в день похорон к его дому пришли сотни людей — старики, больные, молодёжь. Собравшиеся заняли весь двор и растянулись по улице. Многие из них плакали. Соседи и родственники, знавшие этого человека в обычной жизни, конечно, были удивлены. И когда стали выяснять, что это за люди пришли проводить одинокого усопшего в последний путь, были потрясены ещё больше. Оказалось, что человек этот всё свободное время работал волонтером в хосписах, домах престарелых, ночлежках. Он ходил к старикам, больным, бездомным. С умирающими разговаривал, голодным приносил хлеб, одевал бездомных, утешал, как мог, умирающих и их родственников в хосписе. Его любили многие. Но никто об этом не знал. 

Такая же история была в Троице-Сергиевой лавре несколько лет назад. Был в ней один брат — иеродиакон Алексий. У него было послушание — заниматься вопросами погребения братии, когда кто-то отходил в мир иной. Он ежедневно был занят также и заботой о людях, которые не всегда приятны большинству из нас. Он кормил бомжей. Но не только кормил. Он их хоронил. Брал на себя полностью все заботы. И когда он сам, как всегда, будучи без достаточного сна, спешил на именины своей мамы в Дивеево, заснул за рулем и разбился, на его похороны пришло столько людей, что Лавра была заполнена. 

Это были в основном бомжи, люди, страдающие от разных пороков. Но они пришли на его отпевание, и их было столько на отпевании иеродиакона Алексия, сколько не у всякого почтенного архимандрита случалось. 

На таких людях, живущих повседневной святой жизнью, и исполняются сегодняшние слова Спасителя: «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:6).


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 13 марта 2021 года. Суббота сырной седмицы. Церковь апостолов Петра и Павла в Карачарово, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.