31.05.2021 | 

Что значит быть учеником Христа

Сказал Господь иудеям, окружившим Его:

Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшëл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать сло́ва Моего. Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин 8:42–47).

Только что мы слышали очень непростые евангельские слова — слова обличающие. Обличающие не только тех, к кому они были обращены впервые, но обличающие и нас, слушающих их ныне. В другом месте в Евангелии сказано: «По плодам их узнаете их» (Мф 7:16). Вот, только что мы слышали описание этих плодов. Плодов, входящих в противоречие со словами.

Слушатели Христа считали себя чадами Божиими, избранным народом. Считаем себя таковыми и мы, а особенно те, кто носит по благословению Церкви святые одежды: монашеские ли, священнические или архиерейские. Но всегда ли это поистине так? Всегда ли мы действительно следуем тому, чему учит Святое Евангелие, всегда ли мы правдивы, всегда ли верны своим словам? Иначе говоря, желая быть Божиими, делаем ли мы то, что Он заповедал тем, кто хочет быть Его народом?

Нам одновременно хочется быть хорошими, даже святыми и в то же время — быть уважаемыми, в светском смысле успешными, даже великими. И при этом порой мы готовы закрыть глаза на страдания нашего брата или нашей сестры, если это нам на пользу, если так нам будет проще жить. Нам хочется быть людьми церковными, но иногда мы готовы пойти против совести ради того, чтобы любыми средствами доказать собственную правоту или отомстить обидчику. У людей верующих чаще всего и правота и обиды связаны с религиозным чувством. И в этом и заключается дьявольская хитрость, за которой мы следуем, называя себя учениками Христа, но не живя в соответствии с этим высоким званием. 

Точнее, мы порой концентрируемся лишь на внешних признаках христианства, потому что быть по-настоящему благим по отношению к ближним непросто. Назваться Христовым — далеко не то же самое, что быть Христовым. Ведь для этого так часто надо чем-то жертвовать. Своим ли временем, деньгами ли, своим ли спокойствием. А между тем Христос обещает по-настоящему следующим за Ним невероятное:

Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдëт слово Моё, тот не увидит смерти вовек» (Ин 8:51).

Он обещает бессмертие, а вместе с этим — истинную свободу, свободу духа в самом высоком смысле.

Смерть — самое страшное событие, которое действительно хотелось бы не видеть вовек. Но страшно оно лишь тогда, когда она оказывается дверью на Страшный суд, на котором мы сами себя осудим собственным двоемыслием, нелюбовью к ближнему, мелочной мстительностью. И она же окажется дверью, ведущей к радости, к Любимому и Любящему нас Богу. И в этом смысле это никакая уже не смерть, но подлинная жизнь. Но для этого нам необходимо не ставить самим себе препятствий к этой жизни. Постараться, несмотря ни на что, полюбить всякого со-человека, каким бы он ни был, и как бы нам ни хотелось за счёт него преуспеть в сиюминутной гонке за эфемерным «счастьем», не дающим никакого удовлетворения, но лишь отягчающим нашу совесть.

Потому прислушаемся к словам послания святого апостола и евангелиста Иоанна, автора того Евангельского текста, который мы сегодня читали: 

Смотри́те, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что́ будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин 3:1–3).

Может быть, нам иногда кажется, что в наше время невозможно уже стремиться к святости. Видя, как часто благоденствуют воры, лжецы, клеветники, мы одновременно видим, как страдают люди честные, верующие в Бога и живущие праведной жизнью, как их обливают нечистотами клеветы, как влекомые диавольской злобой с помощью лжи и подкупа предают их неправедному суду, как не имеют они многого в этой жизни. Может быть, иногда кажется, что Бог должен как-то вмиг вмешаться и всё исправить. Послушаем же Его, говорящего нам:

«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр 22:11–12).


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 31 мая 2021 года. День памяти святых отцов семи Вселенских Соборов. Нило-Столобенская пустынь, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.