Мы знаем, что апостол Павел, будучи человеком прекрасно образованным, умевшим донести свои мысли до других людей, говоря о вере христиан, сказал о ней не с применением ораторского искусства, не рассчитывая на риторическую элегантность или философскую глубину. Он просто сказал: Мы проповедуем Христа распятого (1 Кор 1:23).
Мы так часто слышим церковные проповеди, которые касаются чего угодно: устроения повседневной жизни, правил поведения и тысячи бытовых мелочей, но так редко слышим об искуплении, о распятии Христа и о значении подвига Спасителя. И сегодня, стоя перед Плащаницей Спасителя, давайте подумаем об этом. Не многословствуя, но внутренне, как будто в диалоге с собственной душой и со Спасителем, распятым и принявшим смерть за нас.
Христос искупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятым, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе (Гал 3:13), — пишет апостол Павел. На месте этой Плащаницы должен находиться каждый из нас. Каждому из нас был предназначен этот позор и этот крест. Но Христос сделал это за нас, и мы взираем на Его лик, порой забывая поблагодарить и вспомнить о Его жертве.
Христос умер за грехи наши (1 Кор 15:3), — читаем мы в Священном Писании. Читаем — и не верим. Да за грехи кого угодно другого — но не мои. Я ни при чëм. Это не мои грехи, грехи других людей, но не мои — так и хочется сказать, видя безвинно Убиенного. Но душой ведь каждый из нас понимает, что и за мои тоже. Мы видим Его — жертву за совершаемое нами, как написал еще задолго до Его рождения пророк Исаия, Господь возложил на Него грехи всех нас (Ис 53:6).
Мы часто думаем о том, что самое страшное, на что обрек Себя Христос ради нашего спасения, произошло до того момента, как Он испустил дух. Нам кажется, что вот, Он отмучился, и если наступило время не-существования, то Его страдания точно прекратились. И потому мы взираем на Его Плащаницу уже без особого содрогания от сопереживания, как обычно смотрим на Крест Христов. Но для Него акт искупления продолжился: Он отправился в ад, чтобы до Своего Воскресения находиться в аду, пройти вместе с человечеством и этот предел. Не думаем же мы, что в аду Ему было лучше, нежели на Кресте на Голгофе? Нахождение в аду ведь тоже было страданием ради нас.
После Его смерти на Кресте работа по спасению только началась. «Свершилось», — сказал Он на Кресте о завершении Ветхого Завета и начал Божественное искупление, реальную работу по выведению душ усопших праведников и всех пожелавших идти за Ним из адских глубин. Мы не можем представить себе загробной участи, но можем предполагать, что эта работа не была легкой. Он воскрес не сразу, но тридневно, через три дня, которые были необходимы для того, чтобы провести их там, где находились души всего человечества от века.
Вот что мы узнаем о Боге, стоя у Плащаницы с изображением Его бездыханного Тела. Он спас нас, не просто совершив чудо Воскресения Себя из мертвых. Он спас нас, буквально за руку выведя каждого пожелавшего спасения человека из глубин ада. А потому мы должны искать Его спасительную руку, протягивать свои руки к Нему навстречу и желать спастись из тех глубин человеческого существования, в которые мы сами себя загоняем.
Господи, Ты нас знаешь и любишь. Взирая ныне на Плащаницу, изображающую Тебя в то время, как Ты выводил наших предков из глубин ада, мы молимся и просим: не оставь нас. Позволь нам так хотеть идти за Тобой, что даже в самом ужасном состоянии своей жизни мы были бы способны разглядеть Тебя и пойти за Тобой, куда бы Ты нас ни позвал.
// проповедь митрополита Тверского и Кашинского Амвросия у Плащаницы Спасителя в Великую Пятницу, 14 апреля 2023 года, в Воскресенском кафедральном соборе Твери на вечерне с выносом Плащаницы Спасителя