10.12.2023 | Вера

Божие действие не укладывается в наши представления

Действительно, это может казаться невероятным, но мы в повседневной жизни довольно часто ставим жизнь человеческую, боль человека, нужду ближнего гораздо ниже по иерархии, чем какие-то собственные потребности, желания и цели. Совсем как начальник синагоги, о котором мы слышали только что. Он возмутился и вознегодовал после того, как Христос исцелил больную женщину, и сказал в сердцах такие слова, которые и слышать-то смешно сегодня: Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний (Лк 13:14).

Кажется невероятным, что человек способен думать таким образом! Нам, современным людям, кажется, что если есть выбор спасти человека от болезни или смерти или выполнить какое-то религиозное предписание, то вроде бы и невозможно размышлять о том, что именно нужно сделать. Но почему так думает начальник синагоги, почему он ставит религиозное предписание выше любви к человеку и в чем мы с ним сходны — давайте ныне поразмышляем.

Заповедь о субботе — одна из десяти моисеевых заповедей, основа религиозной жизни и древнего Израиля, да и христианской жизни, нашей с вами духовной жизни. Исцеление Христом в субботу женщины, долгие годы страдавшей недугом, является ярким свидетельством Его милосердия, особенно проявленного в этот день покоя, когда по закону Израиля человеку не следовало заниматься трудами. Суббота, отмеченная божественным отдыхом после сотворения мира, предназначалась для восстановления жизненных сил не только человека, но и земли, которая в седьмой год отдыхала от возделывания. Исключения, разрешающие определенные действия в субботу, указанные в Ветхом Завете и освященные учением Спасителя, подчеркивают ценность жизни и ее торжество над повседневным трудом. Именно в субботу Христос часто творил чудеса, обозначая этот день как время восстановления жизни, силы, целостности для тех, кто утратил их.

Однако в исцелении в субботу кроется и глубокий смысл. Когда Господь отдыхал от творения, Он не оставил мир на произвол судьбы, а продолжал охранять его Своей любовью. Человек, как существо двух миров — земного и духовного, был призван соединить небо и землю, наполняя земную жизнь Божественным дыханием.

Но человек не выполнил своего призвания, предав Бога, землю и ближнего, предав землю власти зла. В какой-то момент истории, с рождением Христа, истинного и безгрешного Человека, начинается новая эра. Он стал центром истории, вождем созданного мира, указывая путь. Чудеса, сотворенные Им в субботу, символизируют восстановление истинного порядка в мире. Через эти чудеса Христос провозглашает, что порядок подлинной истории восстановлен в Нем и возможно преобразование земного в небесное всем, кто отрекается от зла и вступает в творческий труд Божий. 

Исцеленная в синагоге женщина восемнадцать лет томилась в болезни, лишенная способности передвигаться свободно и смотреть окружающим в лицо. На субботнем богослужении в синагоге произошло ее невероятное исцеление. Господь обращается к ней: «Ты освобождена от недуга твоего». Она смогла стать человеком, такой, какой ее задумал Творец. Но человек, которому дали самую капельку власти, — начальник синагоги — тут же возмущается и указывает Богу на то, как Он должен поступать в соответствии с его религиозными представлениями. Мы видим попытку сделать Божие действие заложником религиозных норм. Но это не просто попытка ограничения Божества, это — дьявольская подмена. То, что должно было даровать свободу, становится узами. Суббота, день освобождения от египетского рабства, обретает символическое значение, но постепенно превращается в самоцель для многих и становится истинными религиозными, да и вполне реальными тюремными оковами раба.

Христос сегодня исцеляет не только женщину, но и саму субботу. Он освобождает наше понимание религии от формальных ограничений, показывая, что Божие действие не укладывается в рамки наших представлений. Эта история, хоть и далекая во времени, продолжает происходить и сегодня. Мы часто ограничиваем Бога своими убеждениями и предрассудками. Мы как будто окованы, не в силах взглянуть прямо в Божии глаза или в глаза нашего ближнего. Наше сердце становится каменным, и мы теряем способность к прямому взгляду и искреннему общению.

Но всё, что нам нужно, — это ласковое прикосновение руки Творца, полное любви и мудрости, руки, что вечно молода и несет жизнь. Сегодняшнее Евангелие напоминает нам, что эта рука уже протянута к каждому из нас. Остается только откликнуться на этот зов Божественной любви. 

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 10 декабря 2023 года. Праздник иконы Божией Матери «Знамение». Вознесенский (Знаменский) собор, Осташков.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.