10.04.2021 | 

Бог в тех, кто нуждается в нас

Всякий раз на Божественной литургии при освящении церкви читается Евангелие о праздничных днях в честь обновления Иерусалимского храма, о том, как Господь наш Иисус Христос ходил по притвору храма в те дни. Тогда к Господу приступили иудеи и начали допытываться у Него: «Как долго Ты будешь души наши томить? Если Ты — Мессия, скажи нам о том открыто» (ср.: Ин 10:24). 

Праздник обновления Храма длится восемь дней в самом начале зимы. Иудеи до сих пор отмечают его, уже больше двух тысяч лет. По меркам того времени это был относительно недавний праздник, ему было всего чуть больше двух веков, и был он установлен в память об очищении Храма и освящении жертвенника после изгнания иноплеменников, греко-сирийцев, превративших Иерусалимский храм Бога Живого в святилище Зевса и начавших приносить в этом святом месте языческие жертвоприношения. 

Храм был обновлён после осквернения, возобновления Маккавеями храмовых служб, и с тех пор иудеи праздновали это событие каждый год. Но, вернувшие Живому Богу Храм, иудеи не смогли увидеть в Христе Сына Божьего, Богочеловека и Спасителя. Они не могли расслышать слов Господних и осознать, что перед ними Он Сам. 

Казалось бы, почему так? Почему столь ревностные хранители закона и традиций, последовательные исполнители заповедей, послушные во всём Богу люди, радующиеся каждый год вновь о возвращëнном храме, — почему они всё же не смогли разглядеть в Иисусе Христе Бога? 

Сегодня, когда мы освятили новый престол церкви в честь апостола Андрея Первозванного, храма, который, верю, простоит не одну сотню лет, нам стоит задуматься об этом евангельском эпизоде. Как нам сделать так, чтобы мы, хотя внешне и ходящие в храм, исполняющие Божественные заповеди, говорящие о Боге, — не позабыли бы Его, смогли бы разглядеть Его, когда Он вновь придёт к нам? Как сделать так, чтобы со временем жизнь наша не стала бы лишь наполненной ритуальными действиями, обилием правил и запретов, но пустой внутренне?

Господь говорит нам об этом. Он говорит, что для того, чтобы узнать Его, нужно научиться видеть Его в каждом человеке, а особенно — в тех, в ком очень сложно увидеть Христа, таким, каким мы Его себе привычно представляем, каким нам бы хотелось Его видеть. В тех, кто нуждается в нас, — в голодных, больных, асоциальных, преступивших закон, оступившихся, бездомных и находящихся на, как кажется, самом дне жизни. 

Нам неуютно видеть Бога в таких людях, но Он в них. Нам сложно смириться с этим, но только так, видя Христа в них и относясь к ближним как ко Христу, мы и можем не позабыть Кто Он Такой. И в конце концов, мы не слишком отличаемся от самого последнего в социальной иерархии человека, особенно в очах Божиих. Один известный поэт писал об этом так:

Каждый перед Богом наг. 

Жалок, наг и убог. 

В каждой музыке — Бах, 

В каждом из нас — Бог.


Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 10 апреля 2021 года. Четвёртая суббота Великого поста, поминовение усопших. Храм апостола Андрея Первозванного в ЗАТО «Озёрный», Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.