29.11.2021 | Богослужение

Благословенное служение ближнему

Притча о милосердном самарянине стала ответом Господа на вопрос законника о том, что ему делать, чтобы наследовать вечную жизнь, и на другой, уточняющий вопрос: «Кто мой ближний?». Был некий человек, который шел из Иерусалима в Иерихон, и на дороге на него напали разбойники. Они обокрали и избили его, сняли с него одежду и бросили у дороги. Так и лежал он под знойным израильским солнцем — нагой и израненный, не в силах подняться или попросить о помощи. 

Мимо шел священник, скорее всего, он направлялся в иерусалимский храм на череду. Видимо, священник этот, оценив ситуацию, подумал, что опоздает на богослужение, посмотрел на избитого и пошел дальше своей дорогой. Шел и левит, также храмовый священнослужитель, который так же подошел, посмотрел, может быть, покачал головой и прошел мимо. Шел и самарянин, то есть человек не из избранного народа, в отличие от священника и левита, потомков Аарона и Левия, истинных иудеев по крови. 

Нам неизвестно, был ли этот самарянин богат, но мы можем предположить, что он был обеспечен, ибо он имел масло и вино, которыми омыл раны избитого, имел осла, посадив на которого отвез его в гостиницу, имел и деньги, которые заплатил содержателю гостиницы. Скорее всего, его богатство было не слишком большим, ибо он передвигался один, а не с сопровождающими, ехал на осле, а не на лошади или верблюде, да и вообще вынужден был в одиночку передвигаться по небезопасным, знойным и пустынным дорогам Израиля.

«Иди, и ты поступай так же», — отвечает Христос законнику, рассказав о самарянине. Не часто мы слышим от Господа столь прямые, недвусмысленные и ясные указания о том, каким нужно быть человеком, чтобы спастись. Мы видим, что он явно ставит в противовес людям религиозным и даже священнослужителям — самарянина, иноверца, почти язычника. Первые, несмотря на правильность веры, не поняли главного в собственной вере, хотя они правильно исполняли богослужения и, скорее всего, не нарушали заповедей и всех законов Торы. Второй имел другую веру, с их точки зрения, совершенно неверную, но в очах Господа он оказался гораздо более правильным, ибо, не имея истинной веры, он всё же смог стяжать в сердце своем то главное, весть о чем Бог пытался во все времена донести людям.

Еще мы видим аналогичную ситуацию с евангельским богатым юношей, который, задав Господу тот же вопрос о спасении и совершенстве, получил ответ: «Раздай всё имение свое» — и вердикт Господа: «Легче верблюду войти в иголье ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие». Но в нынешнем случае — всё почти полностью наоборот, Господь дает ответ на вопрос о том, как должен поступать человек, обладающий каким-либо богатством: «Иди, и поступай как этот самарянин». Бог не осуждает достаток самарянина. И мы подспудно понимаем, что самарянин, если бы он не имел ничего, не смог бы спасти жизнь впавшему в разбойники. 

Конечно, речь тут больше идет о доброте душевной и о стремлении к милосердию, о той самой любви к ближнему, о которой учил Христос. Но всё же это и речь о том, как распоряжаться плодами трудов своих, дающих изобилие и достаток: отдавать их ближним, а через них — отдавать их обратно Богу, Источнику всякого богатства. Ведь Христос — в каждом встречном нуждающемся.

«Иди, и ты поступай как тот самарянин» — так обращается сегодня Христос ко всем нам, собравшимся в Церковь Его, желающим стать Телом Его, хотящим быть едиными с Ним. И для нас, помимо таинственной и мистической составляющей нашего церковного общения, очевидным повелением Господа является и призыв к служению друг другу в виде активной помощи. 

В этом благословенном служении каждый из нас может начать с самого малого. С простой помощи в мелких делах, которых каждую минуту так много: помочь донести тяжелые сумки, неважно, женщина их несет или престарелый мужчина, улыбнуться другому, когда он ищет взглядом поддержки, открыть и придержать дверь, уступить место в транспорте. Это то, что является простой вежливостью, но это уже и любовь. Ведь так часто мы поступаем подобно тем самым священнику и левиту — просто проходим мимо. Возможно, даже молясь при этом, крестясь на храм или читая акафист в транспорте, не замечая тех, перед кем стоило бы встать.

В эти мгновения мы считаем свое дело, быть может, и дело религиозное, настолько важными, что не можем позволить кому-то отвлечь нас. И мы думаем, что тем самым служим Богу, но на деле оказывается совсем наоборот. Мы, если действительно желаем служить Богу, должны служить людям. Ближним, то есть тем, кого встречаем на своем пути, кто оказался рядом, ибо такие встречи неслучайны, такие встречи всегда посланы Богом для того, чтобы мы могли действительно послужить Ему.

Такое служение подобно служению монашескому, только оно возможно гораздо шире. Монах дает обет послушания наставнику, но не всегда его исполняет. А мы, собранные в Церковь Христову, можем, не давая обет послушания, исполнять его через послушание ближнему. Ведь что такое послушание? Это способность свободно распоряжаться собственным временем. И если мы станем свое время дарить друг другу, помогая, поддерживая, находя время, чтобы посадить избитого на собственного осла и потратить полдня на то, чтобы довезти его до гостиницы, — тогда и только тогда мы будем достойны Небесного Царствия, ибо только тогда мы исполним слова Христовы, сказанные о том, как достичь этого Царствия: «Иди, и ты поступай так, как поступил тот самарянин».

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 28 ноября 2021 года. Неделя 23-я по Пятидесятнице. Николаевский Клобуков монастырь в Кашине, Тверская область. 

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.