Мы собрались для того, чтобы вспомнить о страшной трагедии прошлого, чтобы помолиться о невинно загубленных жизнях, которые стали жертвами бесчеловечных политических репрессий прошлого века. Это кладбище и этот храм стали свидетелями тех страшных событий, здесь при восстановлении храма были обнаружены останки более семи десятков человек на площади всего четыре квадратных метра. Каждый десятый из них — священник. Все эти люди были убиты выстрелом в голову.
Эта страшная находка положила особое отношение к этому месту, ставшему не только местом упокоения отошедших в мире ко Господу, но и местом, принявшим в себя мучеников, которые были лишены жизни только за то, что они говорили, верили или даже думали не так, как того хотела безбожная власть. А многие и многие были убиты и вовсе за компанию, для статистики, для устрашения, для уничтожения чуждых элементов. Это страшная трагедия, уроки из которой, как кажется, наше общество так и не вынесло.
Всё чаще стали появляться новости о том, что в различных местах начинают устанавливать памятники и воздавать всяческое уважение людям, руки которых навсегда красны от мученической крови. Вы, конечно, слышали и слышите эти истории. Иногда мы слышим и о вовсе вопиющих случаях, когда священник освящает установленный памятник, когда кто-то оправдывает преступления, совершенные этими людьми, когда кто-то призывает к переоценке отношения к ним.
Хочу сказать как архипастырь, как священнослужитель и как христианин. Я не скажу ничего нового, чего бы не было в опыте Церкви Христовой, пережившей и многих гонителей, и многие гонения, имеющей в основании своем кровь мучеников, которые во все времена являлись свидетелями веры в Истинного Бога, свидетелями веры в воскресение, подражателями дела Христова в этом мире. В истории Церкви было всякое. Но не было времен, когда верующие люди, а особенно священнослужители, призывали бы поставить или освятить памятнику Нерону или Калигуле, назвать улицу в Константинополе именем Диоклетиана или подумать о том, как можно оправдать Ирода.
К глубокому сожалению, мы нередко ходим по улицам, названным именами убийц священнослужителей и мирян, и сегодня устанавливаются памятники гонителям, которые умертвили не меньше мучеников, чем римские императоры первых веков христианства, оправдываются действия людей, вся жизнь которых была чередой бесконечно глумливой политики по искоренению веры в обществе, уничтожению храмов, издевательствам над верующими, по созданию условий огромной тюрьмы, уничтожающей образ Божий в людях.
Мы слышим голоса, всё более набирающие силу, о необходимости оправдывать и даже почитать гонителей прошлого века. Но скажу сегодня не только об эмоциях, о чувствах несправедливости и непонимания. Скажу о канонических причинах, которые нельзя подогнать под гребенку созидаемого ныне тренда. Вспомним о послании святого Патриарха Тихона от 19 января 1918 года, где говорится об отлучении от Церкви тех крещеных православных христиан, которые участвовали в убийствах невинных людей и в гонениях на Церковь. Конечно, все те, чьи имена носят некоторые улицы наших городов, чьи бюсты и памятники открываются вновь, чьи бесчеловечные поступки пытаются реабилитировать, родились и жили в православной Российской империи и были крещены и приняты как члены Церкви Христовой. И на них распространяются эти анафемы, принятые как постановление Поместного Собора Русской Православной Церкви 22 мая 1918 года. Эти анафемы не были отменены и остаются канонической нормой Церкви нашей по сей день.
Вспомним ныне и о том, что только в период с 1937 по 1941 год было расстреляно 110 700 представителей духовенства, а количество действующих храмов по всей стране сократилось до менее чем 300. Вспомним и о том, что гонения не прекратились и после Великой Отечественной войны, как о том пытаются говорить некоторые, оправдывая гонителей. С 1949 по 1953 год в СССР по указанию Сталина возобновились репрессии духовенства и закрытие православных храмов.
А это значит, что мы находимся во времени, когда мы либо обманываем сами себя, либо относимся к своему прошлому с каким-то особенным цинизмом. Пока наши улицы, города и названия областей носят имена разрушителей России, фамилии террористов и убийц, гонителей и мучителей, руки которых навсегда в крови новомучеников Церкви Русской и всех без вины замученных, убитых и пострадавших, — кровь эта будет продолжать взывать к небу. И не будет прекращаться это стенание до тех пор, пока мы не вынесем уроки из нашего недавнего прошлого, пока не дадим должную оценку произошедшему и не перестанем пытаться быть как будто и христианами, и одновременно — почитателями гонителей христиан.
Наши улицы и города, наши топонимы и памятники должны прославлять тех, кто был замучен, а не их мучителей. Мы должны ставить памятники святым и называть места жизни людей именами святых, ученых, писателей, созидателей, людей, с которых должны брать пример поколения наших потомков. Тогда и только тогда мы сможем действительно называть себя православной христианской страной. Тогда и только тогда мы будем иметь право говорить о том, что являемся хранителями христианской культуры и христианских ценностей.
Кровь мучеников ныне вопиет к небу. И мы, хотя и знаем о том, что должны прощать своих врагов, благословлять проклинающих нас и молиться за причиняющих нам зло и боль, как то заповедал Христос, должны также помнить и о том, что не нас гнали эти мучители, не нашу кровь они проливали и не мы стали мучениками, телами которых усеяна наша многострадальная земля. И не в наших руках прощение тех мучителей, которые, в общем-то, никакого прощения не желали, судя по их жизненному пути до гробовой доски. Вспоминается мне рассказ одного почившего уже петербургского священнослужителя. Он пытался призвать к покаянию уже находившегося на пороге смерти известного в советское время уполномоченного по делам религий в том городе — человека, много зла принесшего Церкви, бывшего особиста, жестокого и циничного. И тот, увидев в конце жизни своей расцвет Церкви и свободу для верующих, злобно и мрачно ответил: «Я всю жизнь боролся с вами, попами, и так вас и не смог победить». И мрачно добавил: «Жизнь свою я прожил напрасно». С таким ожесточением он и ушел в мир иной. Мы не ненавидим и не презираем тех мучителей. Мы скорбим о них и о том, что они натворили с нашей страной и с самыми лучшими ее сынами и дочерями.
Но и вместе с этим мы не имеем никакого права их дела, их бесчеловечность, их антихристианство выдавать как нечто, без чего нельзя было обойтись при строительстве страны, вменяя эту диавольскую злобу в пользу стране. Не их злобой и не теми репрессиями жива и крепка наша Родина, но кровью бесчисленных мучеников, страстотерпцев и невинных жертв, которые остались до конца верными Богу и Родине. Ради молитв которых и за подвиг которых, очевидно, милостивый Господь и сохранил наше Отечество до сего дня и Церкви Русской дал свободу, хотя мы, современные христиане, этого ничем не заслужили.
Многие из принявших свои страдания здесь и во многих, бесчисленно многих местах нашей страны, пропитанных кровью мучеников, ныне прославлены Русской Православной Церковью в лике святых. Их гонители, наоборот, преданы вечному проклятию. Давайте помнить об этом, когда глаза наши как будто застилает пелена неведения, страха или сомнения. Мы должны помнить о том, что кровью мучеников утверждается Святая Церковь, что духовное возрождение нашего Отечества после десятилетий богоборчества, гонений и атеистической пропаганды совершается по молитвам тех, кто свидетельствовал свою веру до мученической кончины.
Ныне мы находимся на земле, которая является антиминсом, хранящим святые останки мучеников Христовых. Вся наша страна после десятилетий гонений стала таким большим антиминсом. И память об этом должна сохраняться в поколениях. Мы должны помнить о том, что мученическая кровь — это свидетельство веры, торжество правды над ложью, торжество света над тьмой. Поэтому будем относиться как к безумию к призывам и действиям тех людей, которые желают повернуть историю вспять и преподать нам те гонения в ином свете. Будем помнить о том, что всякий, кто поступает так, кто оправдывает гонителей и переписывает исторические факты, на самом деле желает возобновления тех гонений на Церковь Христову, пусть и в ином свете, желает возобновления тех бесчеловечных времен.
Именно поэтому нам важно помнить о той великой трагедии, как мы помним и о подвиге наших соотечественников в Великой Отечественной войне, и о всех скорбных, но и славных страницах истории нашего Отечества — славных стойкостью и подвигом наших соотечественников. И мы должны, по слову апостола Павла, взирая на кончину их, защищать свою веру, свою землю, своих родных, в том числе и от искажений их исторической памяти, от попыток перевернуть всё с ног на голову. Я глубоко убежден в том, что именно благодаря страданиям и молитвам наших новомучеников мы имеем сейчас возможность свободно молиться и проповедовать слово Божие. А сейчас помолимся об упокоении душ всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении. Молитвами нашей Матери Церкви Господь Бог да сотворит им вечную память и упокоит в Небесных селениях Своих!
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 30 октября 2023 года. День поминовения всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении. Храм преподобного Серафима Саровского на Волынском кладбище, Тверь.