03.02.2022 | Приходы и монастыри

Отроч монастырь. Судьба обители

3 февраля православные верующие празднуют память преподобного Максима Грека. С его судьбой тесно связана история тверского Отроч монастыря. В 1531 г. преподобный Максим Грек был несправедливо обвинен в тяжких преступлениях против Русского государства и Церкви и направлен в заточение в Отроч монастырь, где провел около 20 лет.

Историю обители представляет кандидат исторических наук, автор книги об истории Тверской епархии «Земля Святого Спаса» Дмитрий Беговатов.  

XVIII в. — время, когда русские города активно отстраиваются в камне, и прекрасным памятником церковной архитектуры данного периода является Успенская церковь тверского Отроч монастыря. Новый собор был возведен в 1722 г. из-за ветхости прежней церкви, которую пришлось разобрать. В храме был сооружен новый иконостас, а в 1799–1800 гг. собор был расписан. В целом можно сказать, что именно в XVIII в. формируется тот ансамбль обители, который можно наблюдать на дореволюционных фотографиях: вокруг монастыря появляется ограда с башнями, строятся настоятельский и братский келейный корпуса, перестраивается трапезная, возводится богадельный дом.

В 1760–1761 гг. настоятелем Отроч монастыря являлся великий святитель XVIII в. Тихон Задонский. Дело в том, что в 1759 г. архимандрит Тихон был поставлен ректором Тверской духовной семинарии, а в 1740–1879 гг. глава этого учебного заведения по традиции назначался руководителем древней обители. Впрочем, уже в 1761 г. святитель покинул тверскую землю и начал служение в епископском сане в родной Новгородской епархии. Такой путь нельзя назвать уникальным: применительно к XVII–XIX вв. можно указать на десяток архипастырей Русской Церкви, которые до возведения в епископский сан являлись настоятелями тверского Отроч монастыря. Впрочем, память о епископе Тихоне хранилась в монастыре особенно бережно, и в 1867 г. в трапезной обители в честь задонского святителя был устроен отдельный придел.

В 1764 г. Екатериной II была проведена секуляризация церковных имений, а обители и епархии Российской империи были ранжированы по классам. Отроч монастырь вместе с двумя мужскими и двумя женскими обителями оказался отнесен ко II классу. В ходе реформы монастырь потерял земельные владения вместе с крестьянами (которых насчитывалось почти 1300 душ), и в его ведении остались только огороды, сад и территория для выпаса скота. Впрочем, к началу XX в. обитель уже владела рядом пустошей общей площадью около 300 дес. и озером в Корчевском уезде, которое сдавалось в аренду и приносило доход в монастырскую казну. Численность братии со времени проведения секуляризационной реформы и до начала XX в. была невелика — она колебалась в диапазоне от 16 до 21 человек, включая послушников, которые порой составляли более половины от общего числа насельников.

Традиционно русские монастыри были центрами просвещения и грамотности. Применительно к Отроч монастырю уже с XVII в. имеются сведения о богатой библиотеке, которая содержала в себе пергаментные рукописи, а также рукописные и печатные книги. В 1810 г. Отроч монастырь принял в свои стены Тверское уездное духовное училище, которое разместилось в здании богадельного дома; из этой школы вышли многие священно- и церковнослужители Тверской епархии. В 1880-е гг. в обители были организованы внебогослужебные чтения и собеседования, нацеленные на духовное просвещение православных верующих, и такая деятельность в целом была характерна для Русской Церкви в XIX в.

Известно, что Отроч монастырь пользовался высочайшим вниманием. В 1839 г. его посетил Великий князь Александр Николаевич, который впоследствии вошел в русскую историю как император Александр II. В 1850 г. в обители побывали еще два Великих князя из дома Романовых — Михаил и Николай, которые являлись братьями «царя-освободителя».

Вторая половина XIX в. — время, когда представители духовного сословия активно вовлекаются в проведение исторических изысканий: изучают историю приходских церквей, составляют описания древних обителей, публикуют информацию о примечательных фактах прошлого и т.д. Отроч монастырь не был обделен подобным вниманием: в 80–90-е гг. XIX в. появляется несколько исследований, которые были составлены епископами Русской Церкви и в которых затрагивались страницы истории данной обители.

Примечательный факт из дореволюционной истории Отроч монастыря — это устроение в 1904 г. в помещении ризницы Успенского собора придела в честь преподобного Серафима Саровского. Важно подчеркнуть, что это произошло спустя всего лишь год после прославления в лике святых великого русского подвижника XIX в.

Выше уже упоминалось о том, что в Отроч монастыре особо чтили память святителя Филиппа (Колычева), который окончил свои дни в его стенах. В связи с этим в начале XX в. в обители были сооружены две часовни: одна — над местом погребения митрополита, а вторая — в подвале монастырской трапезной, где, предположительно, находилась келья святого узника.

В годы советского лихолетья православные храмы и монашеские общины постигла печальная участь, и Отроч монастырь, к сожалению, не стал исключением. В ноябре 1918 г. древняя тверская обитель была закрыта, а на ее территории разместилась биржа труда и исправительный трудовой дом. В 1930-е гг. на месте впадения Тверцы в Волгу велось строительство Речного вокзала, и для этого была разобрана часть монастырских построек. В 1962 г. были уничтожены те строения, которым посчастливилось уцелеть в предшествующие годы: исчезли братский корпус, башня и остатки монастырской стены. В итоге до наших дней от старинной обители с семивековой историей сохранился лишь Успенский собор, который в 1994 г. был возвращен Церкви.

Сейчас обсуждается, когда и в каком объеме будет возрождена тверская обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы, однако несомненно, что это станет не только знаменательным событием для Тверской епархии, но и исправлением большой ошибки прошлого. Будем помнить, что историю творили не только наши предки — сегодня ее делам мы, граждане XXI века.

Окончание. Начало: https://tvereparhia.ru/news/otoroch-monastyr-gody-procvetanija/ , https://tvereparhia.ru/news/otroch-monastyr/

Дмитрий Беговатов, кандидат исторических наук

г. Тверь

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.