27.12.2021 | Приходы и монастыри

Отроч монастырь: годы процветания

В Твери будет создан культурно-исторический кластер, который объединит восстановленный речной вокзал, Отроч монастырь, императорский путевой дворец, а также ключевые образовательные, туристические и музейные направления, сообщил губернатор Тверской области Игорь Руденя.

Мы продолжаем рассказ  кандидата исторических наук, автора книги об истории Тверской епархии «Земля Святого Спаса» Дмитрия Беговатова о прошлом обители, связанной с именами прославленных святых, государственных и религиозных деятелей, известных за пределами тверского края.

О том, когда именно был построен главный храм обители, учёные ещё совсем недавно расходились во мнении. В своё время высказывались гипотезы, которые относили данное событие к началу XVI в., однако сейчас исследователи сходятся на том, что это могло произойти в середине – второй половине XIII в. Основанием для такого утверждения служат данные, полученные в ходе изучения археологического материала.

Первоначально главный собор Отроч монастыря был белокаменным, одноглавым и четырёхстолпным. В конце XIV – начале XV вв. он был расписан; фрагменты этих древних росписей частично сохранились до наших дней, и сегодня они находятся в собрании Тверской областной картинной галереи. Спустя столетие, в конце XV – начале XVI вв., собор был реконструирован: у него появились три главы, а фасады получили украшения. В целом, ансамбль монастыря начал формироваться уже в XV-XVI вв. и в то время включал в себя собор, колокольню, трапезную и каменные палаты.

Со второй половины XIV в. – а, возможно, и ранее – обитель стала управляться архимандритами; других монастырей в Тверском княжестве, которые были бы отмечены подобной честью, на тот момент не существовало. Уже тогда Отроч монастырь имел 6 приписных обителей, а в XV в. их число возросло до 7. О значении обители и авторитете её настоятелей говорит тот факт, что её архимандрит, судя по всему, принимал участие в примирении правителей тверской земли, которые в XIV в. нередко враждовали между собой и вели междоусобные войны. Во второй половине XV – начале XVI вв. несколько настоятелей стали тверскими епископами, что ещё раз подчёркивает важность данного монастыря и его высокий статус.

Следует отметить, что Отроч монастырь издревле пользовался широкими льготами: он был освобождён от всех налогов, пошлин и гражданского суда. Кроме того, в его пользу делались богатые земельные пожалования, достоверные сведения о которых имеются, начиная с первой четверти XIV в. В XVI-XVII вв. документы фиксируют уже достаточно обширные владения обители, которые находились в Тверском и Кашинском уездах, а также в самой Твери.

Как известно, монашеские обители в эпоху Средневековья нередко использовались как место заключения для церковных и государственных преступников, и Отроч монастырю также доводилось выполнять подобную функцию.

Когда в 1460 г. тверской епископ Моисей был лишён сана, то он был заточён в данной обители; впрочем, по другим сведениям, упомянутый архиерей находился в этом монастыре добровольно, т.к. проживал здесь на покое.

В 1531 г. преподобный Максим Грек был обвинён в тяжких преступлениях против Русского государства и Церкви; определением Московского собора он был направлен в заточение в тверской Отроч монастырь, где провёл около 20 лет. До этого опальный афонский монах содержался в Волоколамском монастыре, но после перевода в Тверь его положение существенно изменилось в лучшую сторону. На протяжении всего периода пребывания Максима Грека в Твери местным правящим архиереем был святитель Акакий, который относился к пленнику с большой симпатией, сердечным участием и старался его поддерживать. Архипастырь приглашал узника к себе, вместе с ним трапезничал и всячески выказывал ему своё уважение. Во время нахождения в Отроч монастыре Максим имел возможность писать и благодаря этому оставил около десятка сочинений и посланий богословского, назидательного и полемического характера. Преподобный неоднократно обращался к государю, царским приближённым, знатным боярам и русским иерархам с просьбой освободить его и отпустить на Афон, но безрезультатно; за него ходатайствовали даже восточные патриархи, однако на изменение участи узника это не влияло. Лишь в 1551 г. Максим, уже совершенно больной старец, был освобождён из заключения и переведён из Отроч монастыря в Троице-Сергиев монастырь (по другим данным, перевод состоялся в 1540-е гг. в московский Чудов монастырь).

Ещё один святой, который находился в заточении в тверском Отроч монастыре – это московский митрополит Филипп (Колычев). В 1568 г. святитель Филипп выступил с открытой критикой царя Ивана Грозного: он требовал от государя отменить режим опричнины и всенародно обличал его в храме в творимых злодеяниях. Для низложения непокорного митрополита был созван собор, решением которого предстоятель Русской Церкви был смещён с кафедры и отправлен в заточение. Сначала святителя Филиппа держали узником в московских обителях, а затем сослали в тверской Отроч монастырь. Когда Иван Грозный в конце 1569 г. направлялся с карательной экспедицией в Новгород и проходил через Тверь, то он послал к архипастырю своего приближённого Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского, который более известен как Малюта Скуратов. По господствующей на данный момент в исторической науке версии, царский опричник задушил узника в его келье. В 1591 г. останки митрополита Филиппа были перенесены из Отроч монастыря на Соловки, и тогда же было установлено местное празднование его памяти.

В Смутное время многие русские обители пострадали, и Отроч монастырь в этом отношении не стал исключением. По царскому указу для сохранения имущества обители все главные ценности были вывезены в Москву, однако когда столицу Российского государства заняли польско-литовские отряды, эти сокровища бесследно исчезли. В 1609 г. монастырь пострадал при захвате Твери, был разорён иноземцами, однако после окончания Смутного времени достаточно быстро сумел восстановиться (в отличие от других обителей тверской земли – таких, как, например, Вознесенский Оршин монастырь). Известно, что в 1630-е гг. Отроч монастырь по-прежнему возглавлялся архимандритами, занимал высокое 29-е место в перечне обителей России, а его настоятель приглашался в Москву для участия в церковных соборах. О процветающем положении монастыря в XVII в. свидетельствует проведение в нём работ по строительству, ремонту и реконструкции каменных зданий; в этой связи следует упомянуть перестройку трапезной и каменных палат, а также возведение новой колокольни.

Несмотря на беды Смутного времени и утрату материальных ценностей, монастырь сохранил свои главные святыни, которые служили его духовной опорой: икону Успения Пресвятой Богородицы, икону великомученицы Варвары, которая почиталась как келейный образ митрополита Филиппа (Колычева), а также раку данного святителя с частицей его мощей. Особое почитание в обители погибшего предстоятеля Русской Церкви подтверждается тем, что спустя столетие после его преставления, в 70-е гг. XVII в., в помещении трапезной был устроен в его честь придел.

Окончание следует

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.