21.12.2021 | Приходы и монастыри

Отроч монастырь

В Твери будет создан культурно- исторический кластер, который объединит восстановленный речной вокзал, Отроч монастырь, императорский путевой дворец, а также ключевые образовательные, туристические и музейные направления, сообщил губернатор Тверской области Игорь Руденя.

Мы начинаем серию публикацией кандидата исторических наук, автора книги об истории Тверской епархии «Земля Святого Спаса» Дмитрия Беговатова о прошлом обители, связанной с именами прославленных святых, государственных и религиозных деятелей, известных за пределами тверского края.

Тверской Успенский Отроч мужской монастырь относится числу самых древних на тверской земле и входит в пятёрку наиболее старинных обителей Тверской митрополии; раньше него появились лишь Новоторжский Борисоглебский монастырь, Старицкий Успенский монастырь и мужская пустынь во имя святителя Николая Чудотворца на Восне.

Об истории создания Отроч монастыря рассказывает легенда, которая возникла приблизительно во второй половине XVII в. и пото му является достаточно поздним источником; именно она легла в основу известного литературного памятника – «Повести о Тверском Отроче монастыре». Согласно тексту данного сочинения, обитель возникла в XIII в. по инициативе «отрока» (то есть младшего дружин­ника) великого владимирского и тверского князя Ярослава Ярославича и при активном содействии данного правителя. Если верить «Повести», отрок Григорий встретил дочь пономаря Ксению, полюбил девушку, и между ними была достигнута договорённость о браке. Однако красавица­ невеста приглянулась самому тверскому князю, и потому свадьба Григория и Ксении расстроилась. В итоге девушка стала супругой Ярослава Ярославича, а Григорий решил удалиться от мира и избрал монашеский путь. С помощью своего господина княжеский «отрок» основал около Твери монастырь, который и получил название «Отроч». Произошло это в 60­х гг. XIII в. – приблизительно в 1265 или 1269 году.

Впрочем, есть и другое объяснение именованию обители как «Отроч»: это могло быть связано с почитанием трёх ветхозаветных отро­ков, которые упоминаются в Библии. Согласно повествованию книги пророка Даниила, Ана­ ния, Азария и Мисаил были брошены в пещь по приказу вавилонского царя Навуходоносора за отказ поклониться истукану, но благочести­вые юноши были чудесно спасены от смерто­носного огня. Сегодня Церковь вспоминает трёх отроков практически на каждой утрени, и в XII–XIII вв. эти святые очень почитались на Руси. Если монастырь был назван «Отроч» по данной причине, то это служит косвенным  подтверждением того факта, что обитель имеет древнюю историю и возникла в XIII в.

Наконец, есть и третья гипотеза относитель­но названия данного монастыря. В. М. Воро­бьёв – видный тверской исследователь, доктор исторических наук и специалист в области то­понимики – проанализировал названия ряда обителей, которые возникали на берегах рек тверской земли (Покровский Отмич, Успен­ский Отроч и Вознесенский Оршин монасты­ри). Им было выдвинуто предположение, кото­рое отвечает топонимическому «закону ряда» и согласуется с правилами отечественной линг­вистики: наименование «Отроч» может ука­зывать на то, что обитель расположена на реке Тверце («о» означает «вокруг» или «рядом», а остальная часть слова – эволюционировавшее и потерявшее ряд букв название реки).

Таким образом, сегодня среди учёных нет единства относительно происхождения назва­ния Отроч монастыря, однако наиболее из­вестной и распространённой остаётся версия о княжеском «отроке» Григории.

Первым летописным упоминанием обите­ли считается запись под 1289 г.: в этом году скончался первый тверской епископ Симеон, и пустующая кафедра должна была получить нового архипастыря. Вторым архиереем в исто­рии епархии стал игумен Андрей, который, как полагает ряд исследователей, до этого являлся настоятелем Отроч монастыря.

Несомненно, что данная обитель возник­ла при активном содействии князя Ярослава Ярославича и впоследствии пользовалась бла­говолением тверских правителей. Есть пред­положение о том, что Александр – духовник благоверного великого князя Михаила Ярос­лавича – был настоятелем Отроч монастыря. В 1360–1367 гг. в данной обители находился на покое тверской епископ Феодор II (Добрый), который почитается на тверской земле как местночтимый святой. Святитель поддержи­вал дружбу с великой княгиней и инокиней Анной Кашинской, и, возможно, именно после его смерти супруга Михаила Тверского удали­лась в Кашин.

(Продолжение следует)

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.