07.03.2022 | Епархия

Начало пути покаяния: началось чтение Великого покаянного канона

Первая седмица Великого поста посвящена началу пути покаяния человеческой души. По вечерам в понедельник, вторник, среду и четверг прочитывается по частям Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний», — размышляет преподобный Андрей и начинает с грехопадения Адама — первого падения в роде человеческом, с которым в жизнь людей вошли грех, тление и смерть. Перед нами проходит вереница лиц и событий — великих грешников и великих праведников, имена которых стали нарицательными. Разворачиваются события ветхозаветной истории, вспоминаются новозаветные примеры. Задача одна: показать злосмрадие греха и бесконечное милосердие Божие к кающемуся грешнику, призвать душу человека к покаянию.

В понедельник первой седмицы Великого поста, 7 марта, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Воскресенском кафедральном соборе Твери. 

На первое вечернее великопостное богослужение в кафедральный храм пришли верующие горожане, чтобы разделить со своим архипастырем подвиг Святой Четыредесятницы. 

Великий канон не просто перечисляет примеры греховных поступков, но соотносит их с душой кающегося, который в себе самом обнаруживает родство в греховном устроении с известными лицами ветхозаветной истории и, при внимательном рассмотрении, убеждается в том, что в своем ежедневном падении превосходит этих грешников.

Каждый ирмос канона пел хор духовенства. После 6-й песни канона хор духовенства исполнил кондак «Душе моя».

После канона митрополит Амвросий обратился к верующим с проповедью:

Покаяние — это не просто сожаление о грехе. Иуда вроде бы тоже сожалел о том, что предал Христа. Но сожаление, душевные терзания и самобичевание не сделали его лучше. А значит, покаяние не то же самое, что раскаяние, ибо и Иуда раскаялся (Мф 27:4). Как равно и то, что покаяние не просто наше желание исправиться и стать лучше. Это не новогодние обещания, которые мы даем себе: не буду делать того-то или того-то. Хотя и твердое решение не грешить — уже великий шаг.

Наш сегодняшний первый шаг учит нас тому, чтобы мы перестали оправдывать себя. От стыда ли или от гордости, от желания казаться лучше, чем есть. Бог знает, каковы мы. И Он хочет, чтобы мы взглянули на себя Его глазами. И не обвинить себя, нет, Он не хочет нашей вины. Но, наоборот, увидев всё, понять, осознать, исправить содеянное и освободить себя от этой вины. Освободить себя от того, что прибивает к земле и не дает взглянуть в Небо. 

Великий покаянный канон прочитывается за вечерним богослужением в первые четыре дня Великого поста по частям и полностью будет прочитан в четверг пятой седмицы. 

Справочная информация:

Богослужебные песнопения Великого поста исполнял хор духовенства пож управлением диакона Иоанна Зорина и соборный хор под управлением игумена Иова (Тараканова).

***

Автор канона — архиепископ Критский Андрей, византийский ритор и гимнограф, «покаяния учитель и преподобных слава», «вселенныя молитвенник» и «отеческая похвала». Родился творец канона в семье благочестивых родителей в середине VII века, четырнадцатилетним отроком ушел в монастырь преподобного Саввы Освященного в Палестине, где многие годы подвизался, проводя строгую подвижническую жизнь. Преподобный Андрей был участником VI Вселенского Собора, вложив изрядный вклад в дело борьбы с ересью монофелитства. К концу жизни монах-подвижник был призван к епископскому служению на острове Крит. Церковь именует его «преизряднейшим таинником покаяния». Действительно, творение преподобного Андрея являет нам такие глубины покаянного духа, которые свидетельствуют о несомненном личном опыте и духовном подвиге самого автора.

Канон этот назван великим не только по объему (в нем 250 тропарей) и грандиозности разворачивающейся перед нами панорамы, охватывающей множество событий и лиц ветхозаветной и новозаветной истории. Великим канон назван по глубине воздействия на душу человека и по силе покаянного чувства, которое внимательное чтение или слышание слов святого пастыря воскрешает в сокрушенной душе кающегося.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.