При Патриархе Иоакиме в 1677 г. была проведена деканонизация благоверной княгини Анны Кашинской. Несмотря на запрет на почитание, верующий народ не забыл святую. Люди продолжали приходить к ее гробу перед вступлением в брак, началом занятий в школах, в болезнях и скорбях.
В тревожные годы Русско-Японской войны и революционных событий образ благоверной княгини Анны стал русским людям ближе и понятнее. Благоверная Анна тоже провожала мужа и сыновей в опасный путь, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю.
В 1908 году на повторную канонизацию было дано согласие Николая II. 11 апреля 1909 года Синод объявил днём памяти Анны 12 июня (25 июня н. ст.) — годовщину перенесения мощей в 1650 году. В этот день в Кашине были совершены многолюдные торжества по случаю восстановления почитания святой, на которых присутствовала великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Проходили они и по всей Тверской епархии.
В том же году в честь Анны Кашинской была освящена церковь в Петербурге, ставшая подворьем Кашинского Сретенского монастыря (с 1992 года подворье Введено-Оятского монастыря), а в 1914 году — церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря в Москве.
Мы публикуем заметку о том, как проходили торжества по случаю восстановления общецерковного почитания благоверной княгини-инокини Анны Кашинской в Оршином женском монастыре.
9/22 июня 1909 года игумения Сергия (Виноградова) с сёстрами Вознесенского Оршина монастыря приобщились радости епархиальных торжеств по случаю второго прославления (восстановления общецерковного почитания) благоверной княгини-инокини Анны Кашинской.
Тверское духовенство единодушно призывало народ сплотиться вокруг памяти благоверной княгини: «В настоящие годы, годы упадка веры, унижения нашей Православной Церкви, годы упадка любви к нашему православному отечеству, годы гордости, высокомерия, противления власти, неповиновения Царю нашему, как уместно, как своевременно восстановление чествования памяти св. благоверной княгини <…>.
Мы ужасались позора и неудач последних лет в политической жизни нашего государства, готовы были топтать в грязь все родное и русское: и вот, благоверная Анна своею жизнию показывает нам пример, как надо любить родину, жить для нея <…>, и тем больше жалеть свое отечество, чем больше оно бедствует».
В 12 часов дня крестный ход, шедший со святыми мощами из Твери в Калязин по Волге на белом двухпалубном пароходе «Котя», прибыл к своей первой остановке у Оршина монастыря. На пристани возле обители монахини устроили несколько арок, живописно украшенных зеленью, живыми цветами и флагами, и с пением молитв встречали прибывших под благовест монастырских колоколов.
Несмотря на проливной дождь, поклониться святыням собралось множество благочестивых тверских обывателей и богомольцев из окрестных сёл и деревень, «коих привлекло сюда не праздное желание посмотреть на крестный ход и массу народа, а глубокая вера в Бога».
Развернувшись против течения, пароход причалил к удобной монастырской пристани, устроенной трудами игумении Сергии, а насельницы обители и причт со святынями взошли на борт для совершения молебного пения.
Монастырский священник Арсений Успенский произнёс приветственное слово «о прославлении Господом святых угодников Божиих и об их молитвенном ходатайстве за нас, грешных».
Две оршинские монахини присоединились к крестному ходу с монастырской иконой благоверной княгини Анны, которая должна была быть освящена на раке
с мощами святой в Воскресенском соборе города Кашина.
При отплытии собравшихся на берегу богомольцев с борта парохода напутствовал благословением Преосвященный епископ Старицкий Алипий, священники осеняли святыми иконами благоверных князя Михаила Тверского и княгини Анны Кашинской, а народ набожно крестился.
Крестный ход из г. Твери в гор. Кашин.
Тверь: Типо-литография Н.М. Родионова, 1909