26.02.2024 | Церковь и мир

Каким я хочу видеть православного священника? Опрос в МГУ

«Татьянин день» совместно с порталом «Богослов.Ru» начинает проект «Священник XXI века». В течение года мы будем исследовать, каким православного священника видит и хотело бы видеть современное общество. Героями первого материала стали студенты Московского университета.

Мы задали студентам несколько вопросов:

— Какими качествами, на их взгляд, должен обладать православный священник?

— Какие черты их бы в нем оттолкнули?

— Кто для них образец священника, если такой человек есть?

— Зачем, на их взгляд, сегодня священники и что бы они могли изменить к лучшему?

Получившийся опрос не претендует на репрезентативность, но, на наш взгляд, показывает довольно характерный срез студенческой среды.

«Мудрый священник наставляет, но не порицает»

Наталия, магистрантка 2 курса филологического факультета

В храм я ходила обычно с семьей, но не очень часто (на праздники или чтобы помянуть родственников). Про религию мне больше всех рассказывала бабушка — у нее было много икон, красивая Библия. Молитвам меня тоже научила бабушка. Сейчас в церковь я хожу очень редко, это не часть моей жизни или «расписания». Но если иду, то это всегда зов сердца, потребность, идущая изнутри.

Какими качествами должен обладать священник? Добрый взгляд или доброе лицо; способность любить людей, не «устать» от них; умение выслушать или дать совет; поставленная речь.

Меня бы оттолкнули излишняя суетливость, поспешность и раздражительность, а также неосновательность.

Образец священника для меня — отец Сергий из моего родного города. Он подходит под образ, который я описала: мудрый добрый старец. Ты не боишься, что можешь сделать что-то не то: знаешь, что он всё объяснит.

В современном мире нам не хватает любви к ближним и терпимости. А священник — мудрый учитель, который мягко наставляет, но не порицает. Поэтому злые, раздражительные священники для меня дикость.

Екатерина, студентка 4 курса факультета журналистики

Я верю в какие-то высшие силы, допускаю наличие единого Бога, не нуждаюсь в посредниках в общении с Богом, не хожу в церковь.

Качества, которыми должен обладать священник, — это любовь к людям, критическое мышление, доброта.

Качество, которое оттолкнуло бы меня в священнике — равнодушие. Когда я в первый раз в жизни исповедалась, мне было пять-шесть лет. Настала Пасха, мы пошли в церковь вместе с группой воскресной школы. Все, что я тогда знала, — хлеб — плоть Христа, вино — Его кровь, и нужно все это попробовать, чтобы Бог был с тобой. Вот я подхожу к священнику по очереди, вижу, что все ему что-то говорят, а потом кусают хлеб. Мне было стыдно спрашивать, что нужно говорить, поэтому я начала рассказывать о том, что происходило вокруг. Это был первый человек, которому я открыла пару тяжелых секретов из своей жизни о поступках, которые совершала не я. Когда я замолчала, он спросил: «И что?». Мне стало очень неприятно, что я поделилась важными для меня вещами, а человек меня перекрестил и отправил восвояси. Мне кажется, он мог хотя бы сказать, что мне делать, раз видит, что перед ним стоит ребенок с испуганными глазами и ничего не понимает.

Священника, который был бы для меня образцом, нет.

Официально священники выступают как помощники в общении с Богом, но я в них нуждаюсь, только когда маме нужно освятить куличи на Пасху. Вряд ли они могут что-то изменить в Церкви, если мы говорим о ней как об институте.

«Людям свойственно искать утешения в религии»

Алексей, студент 2 курса исторического факультета

Сейчас я атеист. Раньше мы постоянно ходили с семьей в храм, особенно по праздникам, так что я хорошо знаком с православием.

Для меня священник должен в первую очередь быть «живым»: находиться в постоянном общении с паствой, активно участвовать в жизни общины, быть добрым. Вера должна нести в мир милосердие и сострадание, а священники призваны быть первыми в этом деле. Наконец, священник должен быть искренним со своими прихожанами и с самим собой: он не должен заниматься подменой понятий, плохое называть хорошим и наоборот.

Меня бы оттолкнул лживый священник, который оправдывает злодеяния, пытается найти им обоснования в Священном Писании, тем самым занимаясь богохульством. Оттолкнул бы священник, в чьем сердце живет злоба, который может делить людей на хороших и плохих, на заслуживающих спасения и нет. Отдельно хочется сказать, что я встречал православных священников, которые предвзято относятся ко всем женщинам, называя их грешницами, а их мысли — хулящими Господа. Как по мне, это такие клирики хулят Бога.

Для меня образец православного священника — Алексей Уминский (8 февраля 2024 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил решение Епархиального церковного суда Московской епархии об извержении протоиерея Алексия Уминского из священного сана — «ТД»). Он играл очень большую роль в своей общине и даже в моем знакомстве с христианским учением: помню, что я впервые читал Евангелие от Марка именно с комментариями Алексея Уминского. Он привел много людей к вере, обладает всеми положительными качествами, которые, на мой взгляд, необходимы священнику. Он вел работу с бездомными, заключенными, ездил в детский хоспис «Дом с маяком». Он утешает людей и успокаивает сердца, дает надежду. Ему совсем не безразличны проблемы людей, и он готов поддержать каждого.

В современном обществе священники необходимы для того, чтобы нести добро и милосердие. Они должны учить свою общину нравственной жизни, ведь именно это и содержится в заповедях.

Дмитрий, магистрант 2 курса физического факультета

Я абсолютно нейтрально отношусь к религии и институту Церкви. Я неверующий и не имею потребности в вере, поэтому моё мнение об образе священника будет взглядом со стороны.

В первую очередь, по моему мнению, православный священник должен обладать фундаментальным образованием в области теологии, и, желательно, психологии. Ведь это человек, прямая задача которого — нести «слово Божие» людям и понимать их духовные потребности: он должен быстро считывать их внутреннее состояние, понимать, что именно им нужно. Более того, он должен понимать предмет, а не просто зачитывать священные тексты наизусть. Вторым немаловажным качеством является эмпатия, способность сострадать. Ведь верующие во время исповеди должны открыться священнику, а для этого необходимо доверие и понимание, что тебя не осудят. Последнее, на мой взгляд, качество — священник должен стремиться соответствовать моральным качествам, которые он пропагандирует. Довольно трудно понять тяжесть греха чревоугодия, когда о нём вещает мужчина под 200 кг.

Меня бы оттолкнуло слепое следование догматам. Такое восприятие религии, на мой взгляд, лишает её утешения. Также меня бы оттолкнуло осуждение священником поступков людей, особенно публично. Кроме того, неправильно, когда священники считают, что обладают единственно правильным знанием о том, как всем следует жить. Православие — одно из множества мировоззрений. Наставления священников имеют ценность для верующих, однако выступления по телевизору, в школах, на различных нерелигиозных мероприятиях, навязывание религии в армии скорее создают негативный образ христианства.

Я не так много общался со священниками, поэтому в качестве положительного примера приведу персонажа книги Кена Фоллета «Столпы Земли». Это приор Филипп — он католик, но в данном контексте это неважно.

При тяжелых жизненных обстоятельствах многим людям свойственно искать успокоение в религии. И для того, чтобы они такое успокоение находили, желательно наличие специалистов — священников.

«Задача священников сегодня та же, что и всегда»

Алиса, студентка 1 курса философского факультета

Я являюсь прихожанкой храма Живоначальной Троицы в Старых Черёмушках и начала воцерковляться примерно 1,5 года назад.

Мне кажется, православный священник должен быть а) внимательным к тем, кто обращается к нему; б) терпеливым, так как желающих что-то спросить всегда немало и вопросы часто повторяются; в) целеустремлённым, ведь ему нужно всё время развиваться и узнавать много нового.

Скорее всего, меня бы оттолкнули резкость в словах, категоричность, нежелание обосновывать свои утверждения и решения относительно участия прихожан в Таинствах, а также разных духовных практик.

Сложно назвать одного хорошего священника. Я знаю несколько разных батюшек, каждый из которых обладает каким-то важным для священства качеством: умом, доброжелательностью, неравнодушием и т.д.

Думаю, священники могли бы помогать большему количеству человек приходить в Церковь благодаря проповеди в Интернете. Кроме того, ведение священниками блогов и телеграмм-каналов очень полезно для тех, кто начинает воцерковление, поскольку любой человек из любой точки мира может найти необходимую информацию.

Артем, магистрант 1 курса факультета политологии

Если кратко о моем отношении к религии, то — в Бога верю и хожу в церковь.

Наверное, не слишком уместно называть какие-то общие качества типа «неосуждения» или «любви к ближним». Из более «индивидуальных» черт, как мне видится, в священнике очень важна его начитанность, и не только в «профессиональной» литературе — священник должен вызывать интерес как личность. Другой важной чертой я бы назвал баланс между настойчивостью и непритязательностью в духовных советах: хорошо, когда священник понимает, какой этап духовного пути проходит беседующий с ним человек. И третьим качеством я бы обозначил заинтересованность в общении с молодым поколением, иногда — даже способность сделать первый шаг. К сожалению, вера в студенческой среде сегодня занимает «дальние ряды», представления о христианстве крайне искажены и стереотипны.

Негативные черты, которые бы меня оттолкнули, — слабая подготовленность священника к несению сана, излишняя настойчивость или безразличие, а также неготовность «идти и проповедовать» юным умам.

Какого-то конкретного образцового священника я всё же не знаю.

Роль священников в современном мире должна оставаться той же, что и всегда. Могут меняться методы проповеди, но не само назначение священников или Церкви. Их задача — быть пастырями, заботиться о душах. Сегодня это нередко должно выражаться в ответах на то, как нормы христианства, данные две тысячи лет назад, могут существовать в современном обществе. Священство — ещё и та нить, что связывает нас с исторической Россией, существовавшей до 1917 года. Возвращение России к самой себе не может произойти без возвращения к живому духовному опыту.

«Доброты никогда не бывает мало»

Екатерина, магистрантка 2 курса факультета иностранных языков и регионоведения

Я считаю себя православной христианкой, но не хожу в церковь на постоянной основе: в семье не было такой культуры, и погружаться в тему я начала лишь недавно.

Качества, которые меня привлекают в священнике, — человечность, отсутствие предрассудков, открытость миру. Я думаю, без этого сложно построить доверительные взаимоотношения с прихожанами.

Оттолкнули бы в священнике меня ханжество, мизантропия, предвзятость.

Я не знаю конкретного священника, который бы стал для меня образцом, но меня приятно впечатляли многие клирики московских и петербургских приходов. А еще — сербские священники: несмотря на языковой барьер, у нас складывались очень глубокие беседы.

Молодому поколению нередко непонятно, зачем идти в церковь, они боятся осуждения. В нашей стране есть много настоящих духовных лидеров, которые могут помогать справляться с внутренними противоречиями и приводить паству к гармонии и свету. Мне кажется, в этом цель духовенства.

Варвара, студентка 3 курса факультета психологии

У меня верующие родители, поэтому в храм я ходила с самого детства. Параллельно училась в церковной музыкальной школе, ездила в приходской детский лагерь. Сейчас я постоянно пою на клиросе и работаю в этом лагере, поэтому половина моей жизни проходит в храме. Нельзя сказать, что я одобряю все, что происходит в нашей Церкви, но для меня первичны вера и любовь к Богу.

Главные качества, которыми должен обладать священник, — это образованность, доброта и честность. Если священник не образован и не может приводить грамотные аргументы, он не только не привлечет в Церковь новых людей, но и может отвратить тех, кто уже в ней: у многих не хватит смирения исповедоваться тому, кто говорит откровенные глупости. Кроме того, в Церковь приходят за поддержкой, поэтому если человека будут ругать за грехи или ошибки в церковном этикете, он уйдёт туда, где ему рады. А если ты относишься ко всем по-доброму, то, исправляя человека, ты не будешь его ругать. И, наконец, важна честность: ложь убивает доверие. Если человек не будет доверять конкретному священнику, он не будет доверять Церкви в целом — что мы и видим по многим шуткам, в которых отношение к одному клирику переносится на всех остальных.

Меня бы оттолкнули в священнике узколобость (когда человек выступает против науки без адекватных аргументов, но с большим апломбом), несдержанность (священник, как любой человек, имеет право чувствовать все на свете, но не должен вымещать эмоции на других: ругательства, злые шутки неуместны от человека в рясе), национализм (если священник позволяет себе высказывания, что один народ лучше или хуже другого, я постараюсь держаться от него подальше).

У меня нет образца священника. У каждого клирика, как и у любого человека, есть стороны, которые мне импонируют или нет.

Священники нужны для соблюдения обрядовой стороны церковной жизни: только они могут совершать большинство Таинств, из которых главное — Причастие. Мне кажется, священники могут менять людей к лучшему, напоминая им о любви к ближнему и демонстрируя эту любовь. Если в Церкви будет процветать доброта, забота друг о друге, то постепенно они распространятся и дальше, а этого никогда не бывает мало.

Taday.RU

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.