«Если вы будете прощать людям согрешения их,
то простит и вам Отец ваш небесный» (Мф 6:14).
Перед началом Великого поста Церковь вспоминает изгнание Адама и Евы из Рая за нарушение заповеди Божией. Богослужебные песнопения этого дня напоминают христианам о невоздержании Адама и Евы и последовавшем за этим наказании — изгнании из рая, чем побуждают каждого к подвигам поста и покаяния.
Вечером 6 марта, в Неделю сыропустную, Прощеное воскресенье, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил вечерню с чином прощения в Воскресенском кафедральном соборе Твери в сослужении тверского духовенства.
На этой вечерне протяжным напевом пелся великий прокимен 8-го гласа: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя…». В середине службы священнослужители в алтаре переоблачились из обычных облачений в великопостные. На аналоях — великопостные черные или фиолетовые покровы, всё по-особому торжественно. Так начинается весна духовная — Великий пост.
С этого момента все песнопения поют великопостным напевом.
Богослужебные тексты продолжают готовить нас к началу Великого поста вдохновляющими словами: «Возсия благодать Твоя, Господи, возсия просвещение душ наших. Се время благоприятное, се время покаяния…».
На вечерню с чином прощения собрались в соборе священнослужители Тверской епархии и верующие горожане, чтобы испросить прощения у своего архипастыря и друг у друга и войти в пост вратами правды.
После отпуста митрополит Амвросий прочитал молитву перед началом Великого поста.
По окончании богослужения глава митрополии попросил у всех прощения и напутствовал тверскую паству на Великий пост, напоминая о важности милости, любви и всепрощения:
Освободить других от грехов, которые они совершили против нас, — это значит освободить себя. Простить — значит отказаться жить прошлым и начать жить сегодня. Простить — значит отказаться пить чашу горечи ран прошлой жизни. Только так можно начать жить с чистого листа. И для того чтобы простить, не обязательно заявлять об этом во всеуслышание. Простить — значит разрешить Богу простить наших обидчиков. Чтобы потом с чистым сердцем произносить святые слова перед Отцом Небесным: «Оставь нам долги наши так же, как и мы простили должникам нашим».
Простить не значит сделать мир лучше, не значит уничтожить зло, не значит остановить горе. Простить — значит выполнить заповедь Бога, Который произнес слова прощения, когда измученный, избитый и пригвожденный ко Кресту Он произнес, глядя на Своих мучителей: «Отче, прости им». Тот же автор, которого я приводил в начале проповеди, написал еще такие слова: «Прощать то, что действительно заслуживает прощения, не является христианским милосердием; это лишь справедливость. Быть христианином — значит прощать непростительное, потому что Бог простил непростительное тебе самому».
Затем владыка митрополит благословил каждого из священников и каждого прихожанина собора.
Богослужебные песнопения исполнял смешанный хор собора под управлением игумена Иова (Тараканова).
***
Стихиры, глас 2:
Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста, и молитвами и слезами Господа спасающаго нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне.
Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся.
Прокимен глас 8:
Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.
Пресс-служба Тверской епархии