17.04.2022 | Епархия

В Вербное воскресенье в кафедральном соборе Твери прошли праздничная  Литургия и детский крестный ход

Последняя, шестая, седмица Великого поста называется «седмицей ваий». Она наполнена ожиданием событий — встречи Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим. Два события тесно связаны между собой: основным мотивом торжественной встречи Христа при Входе в Иерусалим было чудо воскрешения Лазаря: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин 12:17–18).

17 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, в Воскресенском кафедральном соборе Твери была отслужена Божественная литургия, на которую собралось множество детей. Богослужение совершил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий в сослужении духовенства епархии. Накануне праздничного дня архиерей совершил в соборе всенощное бдение.

В воскресный праздничный день родители, бабушки и дедушки с детьми и внуками пришли на праздничную Божественную литургию. Традиционно этот праздник считается детским, поскольку в самом событии Входа Господа в Иерусалим большое участие принимали дети: они восклицали Ему: «Осанна!» — и постилали под ноги ослика, на котором Он въезжал в город, ветви пальм. Это было исполнением пророческих слов псалмопевца Давида, который написал о Мессии: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс 8:3).

Дети принимали участие в Литургии праздничного дня: за богослужением пели детские хоры из Богородицкого Житенного и Вознесенского Оршина монастырей, ребята иподиаконствовали, мальчики из воскресных школ епархии помогали  священнослужителям в алтаре, девочки и мальчики вне алтаря присматривали за подсвечниками. 

Праздничная икона, нарядно украшенная живыми цветами и веточками вербы, лежала на аналое в храме. Все молились с букетами вербы в руках — в ознаменование встречи Христа как Избавителя и Победителя смерти и ада.

Накануне праздника, на всенощном бдении, после Евангельского чтения, митрополит Амвросий освятил пальмовые ветви и вербы. Митрополит Амвросий прочитал молитву на освящение верб, прошел по храму и окропил освященной водой ветви ваий. Во время помазания освященные вербы и пальмы раздавали вместе с освященным хлебом каждому, кто подходил на помазание. 

Утром, перед Литургией, духовенство и дети встретили архипастыря. Дети принимали участие в богослужении в качестве певцов, чтецов, иподиаконов, пономарей, во время облачения архиерея по очереди подносили священные одежды. 

Отрывок из Апостольского послания был прочитан учащимся школы святителя Тихона Задонского Иваном Ватаманюком. 

Евангельское чтение дня рассказывало о событии входа Господня в Иерусалим (Ин 12:1–18). После чтения Евангелия архипастырь произнес проповедь, в которой в нынешний праздник обратился к детям:

Однажды наступило событие, вспомнить которое собрались сегодня мы. Это был торжественный день, люди встречали Царя, Который входил в главный город той страны — в Иерусалим. То был жаркий весенний день. И Царь Этот, Который всё и раньше делал не так, как прочие цари, и торжественный вход Свой сделал иначе, чем все ожидали. Он сел на молодого осленка вместо большой лошади, на каких ездили богатые и могущественные люди. Его встречали дети — множество детей, которые держали в руках ветви пальм и громко восклицали: «Осанна!». Это древнее слово, которое приблизительно можно перевести как привычное нам слово «спасибо». Вы ведь знаете, что наше слово «спасибо» состоит из двух слов? Это слова «спаси» и «Бог». Когда мы кому-либо говорим «спасибо», то желаем ему спасения, желаем, чтобы Бог спас его за добро, которое он нам сделал.

Казалось бы, после такого торжественного входа в город Царь должен был войти в заслуженный дворец, сесть на троне, начать царствовать и управлять страной. Все так думали, ведь никто не знал, что Он — иной Царь. И люди, которые сами хотели управлять другими, подумали, что Он помешает им. И задумали против Него зло. А Ему не нужны был ни дворец, ни почести, ни власть. Он вместе со своими друзьями и учениками пришел в простой дом, сел за простой деревянный стол, на котором были самые обычные блюда: хлеб, немного вина, мясо и зелень. Он дал каждому из учеников кусочек этого хлеба и сказал, что этот хлеб — Его Тело. Протянул каждому чашу с вином, говоря, что это вино — Его Кровь. Ученики тогда не поняли, что это значит. Да и до сих пор люди не понимают, но многие верят. Ведь и сегодня Он протянет нам этот Хлеб и это Вино. И это будут Его Тело и Кровь.

Он пришел в мир взрослых людей и говорил им о том, что они могут спастись, только если станут вновь детьми. Представьте только, взрослым, для того чтобы войти в Царствие Божие, нужно стать такими, как вы, дорогие ребята. Помните об этом и не торопитесь становиться взрослыми: сейчас вы ближе к Богу, Он слышит ваши молитвы лучше, Он помогает вам больше. Можно сказать, вам очень повезло, что вы еще дети.

За богослужением возносились прошения о мире, о больных и страждущих, о восстановлении Спасо-Преображенского собора на Соборной площади Твери. В богослужении приняли участие несколько групп беженцев, прибывших в Тверь из Мариуполя. 

После Великого входа митрополит Амвросий совершил иерейскую хиротонию выпускника Московской духовной академии диакона Владимира Кадочникова. 

Символ веры и «Отче наш» были пропеты детьми и взрослыми под управлением одного из маленьких участников богослужения. 

После Литургии был совершён особенный крестный ход вокруг собора. В нем участвовала повозка, запряженная пони, как символ входа Христа на молодом ослике. На повозке сидели ребята с ветвями пальмы и вербами. Дети также несли фонарики, хоругви, иконы, ветви пальм и верб. 

По окончании богослужения архипастырь поздравил всех с праздничным днем — Неделей цветоносной, которая приближает православных к воспоминанию великих событий, связанных с последними днями земной жизни Иисуса Христа, поблагодарил и.о. настоятеля Воскресенского собора иеромонаха Агапита (Евдокимова) и ключаря протоиерея Михаила Королёва, а также прихожан и жертвователей собора за приведение в порядок в течение поста соборных алтарей, в которых были проведены работы по зачистке стен от грибка, покраска стен и апсид, промывка сложной конструкции окон. 

Глава Тверской митрополии также поздравил новорукоположенного священника Владимира Кадочникова со знаменательным днем:

Господь Своим Промыслом привел тебя из самого плодоносного духовного вертограда нашей Церкви — Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии на тверскую землю. Знаю, как непросто расставаться с духовной колыбелью — обителью преподобного Сергия, в которой проходили годы твоего обучения и становления, но как еще при жизни, так и ныне преподобный Сергий Радонежский благословляет своих учеников пойти во все пределы земли русской и поделиться теми духовными дарами, которые в изобилии получает всякий добросовестно трудящийся в его святой лавре. Ты будешь трудиться в его уделе, ведь тебе надлежит служить в Казанском храме села Медного, которое еще при жизни преподобного Сергия было даровано Троицкой обители Димитрием Донским, а ныне один из приделов церкви посвящен преподобному Сергию. И нам предстоит еще совершить его освящение. Ты придешь в известный тебе храм. Ты знал его покойного настоятеля — протоиерея Игоря Седова, и я желаю тебе быть таким же добрым пастырем, отзывчивым, плачущим с плачущими и радующимся с радующимися. Тебе надлежит служить в одном из самых красивейших храмов нашей епархии, воссозданном трудами его ктитора Павла Александровича и отца Даниила, которые и впредь не оставят тебя и помогут советом и делом. Внешнее очень непросто в наше время, особенно на нашей тверской земле, восстановить. Но гораздо труднее восстанавливать искореженные человеческие души и судьбы. Тебе предстоит немало молитв, трудов, скорбей, борений и переживаний, но никогда не унывай, ведь с нами Христос. «Всё могу о укрепляющем меня Иисусе» — помни и ежедневно повторяй эти слова. Пусть милость Божия пребывает с тобой всегда. Молитвами преподобного Сергия Господь да управит путь и укрепит тебя на предстоящем пути служения Его Святой Церкви.

После крестного хода митрополит Амвросий окропил вербы и вайи святой водой и поздравил всех участников праздника: 

Возможно, вы даже и не помышляли, что, оказывается, есть и другие дети, которые тоже верят в Бога, прислуживают за богослужением, читают, поют, живут церковной жизнью. И не только сами приходят в церковь, но и приводят туда своих родных, своих дедушек, бабушек и родителей, ведь часто так бывает, что именно через детей и родители начинают жить церковной жизнью и даже потом становятся священнослужителями. Я с радостью сегодня наблюдал за тем, какими глазами дети смотрели на всё, участвуя в богослужении. Многие познакомились друг с другом, обменялись контактами, для того чтобы не чувствовать себя одинокими. Нам, взрослым, нужно сделать всё для того, чтобы наши дети дружили, чтобы они составляли единство, чтобы они общались друг с другом и вместе делали добрые дела, какие-то творческие мастерские создавали и, конечно же, вместе молились. Я благодарю всех священнослужителей, которые сегодня прибыли вместе со своими прихожанами, вместе со своими детьми и помогли в организации нынешнего праздника. 

После крестного хода дети под присмотром взрослых покатались на повозках-каретах, запряженных пони. Для всех был организован чай с угощениями и выпечкой.

Губернатор Тверской области Игорь Руденя поздравил митрополита Тверского и Кашинского Амвросия, а также всех христиан Тверской митрополии с праздником Входа Господня в Иерусалим:

Светлой интонацией Вербного воскресенья украшено напряженное течение Великого поста, подкреплены наши силы для преодоления поприща Страстной седмицы на пути к Пасхе. Пусть Господь Бог и впредь подает нам решимость в духовном делании, наставляет во всех трудах.

Справочная информация:

За богослужением митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию сослужили: игумен Борис (Тулупов), священник Виталий Симора, протоиерей Павел Сорочинский,  архимандрит Сергий (Швырков), протоиерей Леонид Водолазский, иеромонах Агапит (Евдокимов), игумен Дамаскин (Леонов), протоиерей Виктор Савин, протоиерей Александр Душенков, протоиерей Вадим Желябовский, протоиерей Даниил Алыев, священник Александр Горячев, протоиерей Димитрий Марковский, священник Андрей Гришаенков, священник Сергий Дроздов, священник Георгий Гуторов, священник Владимир Кадочников, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Даниил Грудинский.

Богослужебные песнопения исполняли детские хоры Житенного и Оршина женских монастырей. 

***

Вход Господень в Иерусалим, праздник ваий (Неделя цветоносная. Вербное воскресенье). Переходящий двунадесятый праздник. Всегда празднуется в воскресный день, предшествующий Пасхе. Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до Его Крестных страстей. После чудесного воскрешения Лазаря, Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, многие из народа с радостным чувством последовали за Ним, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он располагал к Себе народ, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса». Но «множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: “Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!”». Многие постилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, Который пришел освободить его. Церковь вспоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресенье Великого поста. Это один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы, всё в нем торжественно: Христос вступает в Святой Град. Встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Но всё это торжество, всё это ликование, все эти надежды призрачны, и та же толпа, которая сегодня кричит: «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.