07.04.2022 | Епархия

В Торжке молитвенно почтили престольный праздник  Благовещенской церкви

7 апреля Церковь вспоминает событие Благовещения Пресвятой Богородицы. Установление праздника Благовещения относится к глубокой древности. Святитель Афанасий Великий (IV в.) в своей беседе на Благовещение называет его первым в ряду праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает о начале домостроительства спасения людей. В V и VI вв. по причине ересей, унижавших лице Богоматери и искажавших догмат о воплощении Иисуса Христа, представились особенные побуждения для Церкви возвеличить торжество праздника, за это время торжество праздника обогатилось многими песнопениями, в которых раскрыто таинство Воплощения Сына Божия и величие Богоматери.

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в сослужении благочинного Торжокского церковного округа протоиерея Николая Алексеева, клириков храма в Благовещенской церкви Торжка праздничную службу: вечерню в соединении с Литургией святителя Иоанна Златоуста. 

Благовещенский храм более известен под названием Михаило-Архангельского. Церковь расположена на высоком холме. Местоположение церкви весьма красивое, и, при величественной архитектуре, храм господствует над окрестностями и виден издали. Ныне существующая Благовещенская церковь — каменная, пятикупольная. До 1995 г. Михаило-Архангельская церковь оставалась единственным действующим храмом в Торжке.

За богослужением молились представители общественности, благодетели, прихожане и верующие жители Торжка. 

На Литургии в этот день читался Евангельский текст о явлении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии и благовестии рождения от Нее Спасителя мира. После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился к предстоящим людям с проповедью:

…только в простоте и любви может проявляться истинная свобода, с которой сотворены все мы. Свобода — это не безграничный поток счастья или полет фантазий. Она подразумевает решимость, преодоление страха, она подразумевает страдания, она дарует любовь. Пресвятая Дева, говоря: «Да будет Мне по слову твоему», принимает не только радость рождения Младенца в мир, но и скорбь Его страданий, распятия и смерти. Как написал однажды русский философ Николай Бердяев, «отказ от личности, согласие на растворение в окружающем мире может уменьшить боль, и человек легко идет на это. Согласие на рабство уменьшает боль, несогласие увеличивает боль. Боль в человеческом мире есть порождение личности, ее борьбы за свой образ. Свобода порождает страдание. Можно уменьшить страдание, отказавшись от свободы. Достоинство человека, то есть личности, то есть свободы, предполагает согласие на боль, способность пережить боль».

Сегодня — праздник свободы. Свободы, результатом которой стало страдание. Страдание, приведшее к смерти. К смерти, без которой невозможно было бы спасение человечества и восстановление мира, порушенного грехом. Сегодня — праздник свободы Пресвятой Девы, подарившей Своей решимостью свободу человечеству, свободу каждому из нас. Свободу, которую мы, подобно Деве, можем принести нашему Творцу и Богу, тем самым реализовав великий Божественный замысел о каждом из нас.

Архипастырь прочитал молитву о восстановлении мира. 

Глава митрополии помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении. 

По окончании богослужения правящий архипастырь сердечно поздравил с праздником Благовещения Пресвятой Девы Марии прихожан и гостей престольного дня, пожелал всем помощи Божией и молитвенного предстательства Царицы Небесной:

Несмотря на погоду в этом году и зимнюю стужу в праздник Благовещения, Святая Четыредесятница продолжается, и я желаю, чтобы в наших душах была весна, чтобы мы оттаяли от мороза своего окамененного нечувствия и чтобы обязательно наступила весна в нашей духовной жизни.

После слова глава митрополии вручил награды. Медалями преподобного Нила Столобенского II степени награждены: 

  • староста храма апостола Иоанна Богослова г. Торжка Р.Н. Мельханова — за труды на благо храма; 
  • И.В. Суханова — за многолетний добросовестный труд в Михаило-Архангельском храме г. Торжка;
  • В.В. Смолкин — за помощь Михаило-Архангельскому храму г. Торжка;
  • М.В. Васильев — за помощь Михаило-Архангельскому храму г. Торжка;
  • Н.К. Бортницкий — за помощь Михаило-Архангельскому храму г. Торжка. 

Архиерейские благословенные грамоты III степени вручены:

  • В.С. Кобякову, помощнику депутата Законодательного собрания г. Твери, — за многолетнюю помощь Михаило-Архангельскому храму г. Торжка;
  • П.А. Попко — за помощь в благоустройстве храма апостола Иоанна Богослова г. Торжка;
  • Т.П. Гриневской — за многолетний добросовестный труд в храме апостола Иоанна Богослова г. Торжка; 
  • С.А. Оганесяну — за многолетний добросовестный труд в Михаило-Архангельском храме г. Торжка;
  • О.В. Солянкиной, директору воскресной школы Михаило-Архангельского храма г. Торжка, — за многолетний добросовестный труд в Михаило-Архангельском храме;
  • Е.В. Аборенковой, преподавателю воскресной школы Михаило-Архангельского храма, — за многолетний добросовестный труд в Михаило-Архангельском храме г. Торжка;
  • Р.С. Корнийчуку — за многолетнюю помощь в благоустройстве храмов Торжокского благочиния Тверской епархии;
  • А.Д. Стяжкиной, бухгалтеру Иоанно-Богословского храма г. Торжка, — за многолетний добросовестный труд в храме; 
  • Н.Н. Шатуриной — за многолетний добросовестный труд в храме апостола Иоанна Богослова г. Торжка;
  • Л.Н. Вишняковой — за многолетний добросовестный труд в Михаило-Архангельском храме г. Торжка;
  • Г.В. Колюшевой — за многолетний добросовестный труд в Михаило-Архангельском храме г. Торжка;
  • Е.А. Кротовой — за многолетний добросовестный труд в Михаило-Архангельском храме г. Торжка. 

После Литургии на паперти храма, по традиции, митрополит Амвросий с детьми выпустили белых голубей. 

Справочная информация:

На богослужении митрополиту Амвросию сослужили: благочинный Торжокского церковного округа протоиерей Николай Алексеев, клирики: протоиерей Александр Лузянин, священник Олег Волошин; диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Даниил Грудинский. 

За богослужением пел хор храма благоверного князя Александра Невского под руководством Дмитрия Иванова. 

***

В местности, называемой Благовещенскою, или Михайловскою слободой, с давних времен существовали церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого Архистратига Божия Михаила; они были деревянные и в литовское нашествие (1609 г.) были разорены и сожжены.

Согласно письменным источникам, можно думать, что Благовещенская и Михаило-Архангельская церкви существовали гораздо ранее XVII в. О дальнейшей судьбе этих церквей находятся сведения в переписной книге за 1710 г. стольника и коменданта г. Торжка; в этой книге сказано: «Слобода Благовещенская и Михайловская, а в той слободе две церкви деревянныя, одна во имя Благовещения Пресвятой Богородицы теплая, другая во имя Собора Архистратига Михаила холодная». Вероятно, эти церкви сгорели в 1742 г., когда на второй неделе по Пасхе, во вторник, выгорел весь город Торжок. В 1758 г. построена была каменная церковь с двумя престолами: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества святого Иоанна Предтечи, с теплым приделом в трапезной во имя святого Архангела Михаила. В 1817 г. престол в честь Рождества святого Иоанна Предтечи был уничтожен, потому что была «темнота от малости окон и в дверях утеснение». (Указ Новоторж. Правл. № 198, 1816 г.).

В 1850 г. вследствие течи на деревянной крыше в приделе святого Архистратига Михаила, сооружена была новая теплая каменная церковь с двумя престолами: святого Архистратига Михаила (правый) и Владимирской иконы Божией Матери (левый). Благовещенская (холодная) церковь, построенная в 1758 г., была разорена, и вместо нее в 1864 г. была выстроена новая, более обширная и с одним только престолом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1877 г. в Благовещенской церкви иконостас весь был вызолочен и живопись возобновлена; в 1887 г. перестроена была колокольня, так как прежде бывшая (малая) не соответствовала уже величественному новому храму; в 1892 г. в теплой церкви (в приделах) были устроены новые иконостасы, и весь храм был отделан под мрамор, и в настоящее время Благовещенский храм один из лучших в Торжке по внешней красивой архитектуре и внутреннему своему благолепию.

В ХХ в. Михаило-Архангельская церковь разделила участь большинства российских храмов и обителей. В 1936 г. она была закрыта и превращена в пекарню. Во время войны здесь располагался военно-продовольственный склад. С 1931 г. до закрытия в храме находились мощи преподобных Ефрема и Аркадия, Новоторжских чудотворцев, которые были перенесены сюда из закрывшегося Борисоглебского монастырского храма. Сама обитель перестала действовать еще в 1926 г. При закрытии Михаило-Архангельской церкви в 1936 г. мощи святых угодников были изъяты властями. Их дальнейшая судьба до сих пор неизвестна.

Официально приход вновь открывшегося храма был зарегистрирован в канун Благовещения — 6 апреля 1946 г. Но сам храм был открыт раньше, сохранился снимок крестного хода в Ефремов день, 24 июня 1945 г., выходящего из Михаило-Архангельской церкви, Торжокского фотографа П.Ф. Добрынина.

После разорения и осквернения церковное здание требовало объемных восстановительных работ, необходимо было приобретать утварь, облачения, иконы. Всё это по крохам собирали прихожане.

Святыни храма: икона Божией Матери «Троеручица», начало XVIII в.; икона святых Ефрема и Аркадия с мощами, XIX в.; икона святителя Николая в сребропозлащенной ризе, XVII в.

Приход церкви занимается информационно-издательской деятельностью. Это еженедельная вкладка на 2 страницах в 3 районных газетах, а также работа сайта Новоторжского благочиния. Регулярные выступления на местном телевидении.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Двунадесятый праздник Православной Церкви. Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всём мире людском Дева, так верящая Богу, так глубоко способная к послушанию и доверию, что от Нее мог родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с тем воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца. А благая весть была — приветствие ангела: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего». В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: «Пролей кровь, и примешь дух…». Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней. 

В этот день состоялось преставление святителя Тихона, Патриарха Московского (1925). Последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!» Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря в Москве.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.