07.04.2022 | Двунадесятые праздники

Праздник свободы

Мы слишком часто видим в жизни, да и встречаем в истории человечества, в Библейской истории и в историях жизни отдельных людей, с какой легкостью люди действуют вопреки воле Божией, вопреки Божественным установлениям, развращая и извращая и себя самих, и сотворенный Богом мир. История всех злоключений людских — это история отрицательных ответов на возможность сотворчества с Богом, отказ на Его инициативу по нашему спасению, неприятие протянутой Им руки. 

Ни с кем из людей никогда не случалось того, что произошло с Девой Марией в весеннем Назарете. Ангел Божий предстал перед ней с вестью, которой доселе не получал никто из живых: Ты станешь Матерью Богочеловека! И сегодняшний праздник прежде всего праздник соработничества человечества и Бога. Сотрудничества, направленного ко спасению. Стоит задуматься, насколько странными Ей казались слова небесного вестника, насколько неправдоподобными или даже страшными. Ведь то призвание, что легло на Ее хрупкие и еще детские плечи, было неподъемным для людей сильных и смелых, властителей и царей. До Нее никто не смог с такой искренностью, верой и готовностью отдать свою волю Богу.

Иначе говоря, впервые человеческая свобода была реализована так, чтобы она стала созвучна воле Божественной. Человечество доросло до такой степени, что хотя бы Одна от него, лучшая и безусловно Святая Дева, смогла ответить на призыв Бога, ищущего человека со времен райского сада, когда Он произнес: «Где ты, Адам?». Бог избирает Отроковицу Марию, но и Отроковица избирает Бога. Она откликается на Его призыв, хотя и смущена тем, что с Нею происходит. Человечество доросло до такой степени, что Дева, Дочь от племени людского, принимает участие в том, что было предрешено на Предвечном Совете Пресвятой Троицы. Поразительно то, что сотворивший мир исключительно Своей волей Бог для восстановления мира обращается к воле простой Девушки из провинции, обрученной с престарелым плотником. Самое великое в мире осуществляется не руками тиранов, властителей и людей, облеченных властью, а в простых сенях, в деревенском доме, там, где живет любовь и звучит молитва. 

Ибо только там, только в таком сердце, только в простоте и любви может проявляться истинная свобода, с которой сотворены все мы. Свобода — это не безграничный поток счастья или полет фантазий. Она подразумевает решимость, преодоление страха, она подразумевает страдания, она дарует любовь. Пресвятая Дева, говоря: «Да будет Мне по слову твоему», принимает не только радость рождения Младенца в мир, но и скорбь Его страданий, распятия и смерти. Как написал однажды русский философ Николай Бердяев, «отказ от личности, согласие на растворение в окружающем мире может уменьшить боль, и человек легко идет на это. Согласие на рабство уменьшает боль, несогласие увеличивает боль. Боль в человеческом мире есть порождение личности, ее борьбы за свой образ. Свобода порождает страдание. Можно уменьшить страдание, отказавшись от свободы. Достоинство человека, то есть личности, то есть свободы, предполагает согласие на боль, способность пережить боль».

Сегодня — праздник свободы. Свободы, результатом которой стало страдание. Страдание, приведшее к смерти. К смерти, без которой невозможно было бы спасение человечества и восстановление мира, порушенного грехом. Сегодня — праздник свободы Пресвятой Девы, подарившей Своей решимостью свободу человечеству, свободу каждому из нас. Свободу, которую мы, подобно Деве, можем принести нашему Творцу и Богу, тем самым реализовав великий Божественный замысел о каждом из нас.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 7 апреля 2022 года. Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Торжка, Тверская область.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.