30.04.2023 | Епархия

В Неделю жён-мироносиц митрополит Амвросий совершил великое освящение  храма Рождества Богородицы в Твери

В Неделю третью по Пасхе Церковь чтит в лике святых многих христианских жён. Их образы мы видим на иконах. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Жëны-мироносицы первыми узнали, что Христос воскрес. 

В Неделю жён-мироносиц митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил приход храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Твери. Архипастырь освятил колокола для храмовой звонницы, а затем совершил Великое освящение церкви: центральный (летний) престол в честь Рождества Богородицы, северный (зимний) придел в честь Архистратига Божия Михаила и южный (зимний) придел в честь святого благоверного великого князя Михаила Тверского.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Ямской слободе представляет собой выдающийся памятник архитектуры. Это один из немногих храмов Твери последней трети XVIII века, построенный в стиле классицизма. Он выделяется своеобразной объемно-пространственной композицией и интересной отделкой фасадов. Здание отличает также редкая цельность форм. По шесть световых окон в боковых гранях восьмерика создают в интерьере эффект открытого свободного пространства. Такой прием характерен для новоторжских построек конца XVIII – начала XIХ веков, спроектированных выдающимся русским зодчим Н.А. Львовым.  Декорация фасадов восьмерика выполнена в традиционном стиле барокко. Богородицерождественский храм был долгое время самым крупным зданием Ямской слободы. Его тяжелые спокойные формы хорошо гармонировали со скромными деревянными домиками ямщиков.

В XIII веке недалеко от места настоящей церкви был построен один из древнейших тверских монастырей — Архангела Михаила. Именно в этот монастырь были привезены из Москвы мощи князя Михаила Ярославича Тверского. В 1320 году в главном соборном храме монастыря проходило отпевание святого.

К моменту великого освящения церкви были проведены необходимые работы по благоукрашению всех приделов храма. После великого освящения храма глава Тверской митрополии совершил Божественную литургию в летней церкви на главном престоле. Перед Божественной Литургией Владыка освятил колокола на территории  храма и они огласили первый раз округу колокольным звоном. 

За Литургией митрополиту Амвросию сослужили благочинный IV Тверского церковного округа, настоятель храма протоиерей Александр Хомяк, благочинный II Тверского церковного округа протоиерей Вадим Желябовский, священники Сергий Будков, Владимир Кадочников, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний Шкурметов. 

После Евангелия митрополит Амвросий обратился к молящимся с проповедью:

Наша вера особенно проверяется в те моменты, когда мы сталкиваемся с неизвестным или неожиданным. А тем более, когда мы сталкиваемся со страхом. Вместо того чтобы отвернуться от Бога в страхе или сомнении, мы должны бы обратиться к Нему с доверием и уверенностью, зная, что Он всегда с нами и готов помочь нам в любой ситуации.

Хорошо бы нам всегда помнить об истории мироносиц, которые, преодолев свой страх, рассказали ученикам о Воскресении Господа Иисуса, пусть и через тернии сомнений. Именно благодаря их смелости и вере мы знаем об этом великом чуде, которое является основой нашей христианской веры. Бог вознаграждает такую искреннюю и нетребовательную любовь радостью Воскресения, радостью спасения человечества от греха и радостью тихого утра, когда случается то, во что от счастья даже невозможно сразу поверить.

Пусть вера наша и любовь к Богу растут и процветают, несмотря на все трудности и испытания, и пусть надежда и любовь, те качества, которыми были исполнены жены-мироносицы, наполняют наши жизни непоколебимой надеждой и радостью. Ведь с Богом все возможно, с Ним ничего не страшно. Пусть благословит нас Господь и даст силы и мудрости, чтобы прославлять Его имя в мире, несмотря на смятение, безнадежность и страх. 

На сугубой ектении возносились особые прошения и молитвы о восстановлении мира и о гонимых архипастырях, духовенстве и мирянах Украинской Православной Церкви.

За богослужением архипастырь подписал  антиминсы для престолов храма.

На Херувимской песни архипастырь помянул о здравии и упокоении всех тех, о ком были поданы просьбы о поминовении на сайте Тверской епархии. 

После богослужения митрополит Амвросий поблагодарил настоятеля за приём, прихожан и гостей храма поздравил с Пасхой Господней — Светлым Христовым Воскресением, а также с днём памяти святых жён-мироносиц.

Архипастырь подарил храму икону великомученика Георгия Победоносца с частицей его святых мощей  и  наградил епархиальной медалью преподобного Нила Столобенского II степени настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Ямской слободе г. Твери протоиерея Александра Хомяка во внимание к понесенным трудам по восстановлению церкви. Во внимание к трудам настоятеля и на память о великом освящении митрополит Амвросий подарил ему наперсный крест с украшениями. 

Митрополит Амвросий благословил всех молящихся за богослужением и подарил экземпляры книги «Добро пожаловать в Церковь» и сладкие подарки.

После богослужения митрополит Амвросий поздравил собравшихся и поблагодарил настоятеля прихожан за труды  по подготовке храма к освящению:  

Сердечно поздравляю с праздником святых жен мироносиц, с праздником верности, любви, с праздником настоящей дружбы и настоящего единства; и конечно же, с величайшим событием в истории этого храма Рождества Пресвятой Богородицы — с великим освящением трёх его престолов: центрального – в честь Рождества Божией Матери, северного – в честь архистратига Божия Михаила и южного – в честь покровителя Твери святого благоверного великого князя Михаила Тверского. 

Храм подобен человеку, и для того, чтобы немного понять, что значит освящение храма, наверное, можно прибегнуть к аналогиям и антропоморфизму. Когда человек рождается, то безусловно он становится полноценным с рождения. Когда строится храм, он тоже строится полноценным. Но, когда человек проходит через Таинства Крещения и Миропомазания, он становится членом Церкви, и вступает на тот путь, который приготовлен ему Господом Иисусом Христом. Вы сегодня были свидетелями чина освящения храма. Вы видели, как мы омывали престол сначала водой, затем составом, состоящим из вина и розовой воды, затем помазывали его миром, тем самым миром, которым раз в жизни помазывается человек после Таинства Святого Крещения; после чего окропляли его святой водой, совершали каждение. И, как говорили многие мои предшественники, архиереи уже ушедшего поколения, говорили: когда освящается храм, все в округе освящается — и улицы, и переулки, и сами города наполняются благодатью Божией. 

Если быть точным и правильно относиться к традициям и уставу Церкви, то в неосвященном храме, строго говоря, и не положено совершать церковные Таинства. Но в силу того, что после гонений XX века Русская Церковь проходит через непростой, но благодарный Богу период возрождения, архиереи благословляют антиминсы, которые некоторое время как  вместопрестолие служат благословением для совершения Божественной литургии. А затем, когда храм приводится в порядок и подготавливается к великому освящению, совершается настоящее торжество, свидетелями и участниками которого мы сегодня по милости Божией вместе с вами стали. Сохраним это в сердцах своих, в памяти своей. Если кто-то из вас ведет дневники, обязательно об этом запишите, потому что пройдет пятьдесят, сто, сто пятьдесят лет и, возможно, по вашим записям, затем будет создаваться история и этого храма и города Твери и Тверской епархии.

Я благодарю вас, дорогой отец Александр, ваших помощников, благодетелей и прихожан за ту любовь к дому Божию, которая выразилось в том благолепии, чистоте, свете, красоте этого храма, который предстал перед нами именно в таком замечательном виде. Храм должен привлекать своей красотой и возводить ума и сердца людей, входящих в него, к нетленной и нетварной красоте небесной. Храм наполнен светом, он очень чистый.

Благодарю вас за эту заботу и за любовь к храму. Моё сердце всегда радуется, когда вижу такие храмы, и не скрою, печалится, когда храмы запущены, закопчены, прибывают в грязи и в неухоженности. К сожалению, у нас такое тоже бывает. Но благодаря вашему служению, вашему опыту созидания настоящей общины во Христе, храм сегодня именно такой, из которого не хочется уходить. 

Очень важно, что многие члены приходской общины сегодня причастились Святых Христовых Таин. Церковь созидается Христом, хотя и нашими руками, а вернее, Христом посредством наших немощных человеческих рук. Там, где есть Евхаристия, там и Церковь, там и Христос, там и община и умножается и созидается. А там, где созидаются какие-то непонятные, искусственные и мнимые препятствия к принятию Святых Тела и Крови Спасителя нашего, там и община начинает увядать. И жизнь, если она и происходит, то в каком-то замедленном темпе. Я желаю, чтобы благодать Божия, которая снизошла сегодня на этот Дом Божий, который после того как прежде некоторое достаточно большое время назад был построен, освящён, а затем поруган, и очень долгое время усилиями разных людей восстанавливался, — пусть эта благодать дарует мир, любовь, согласие, радость и надежду всем, проходящим под своды этого святого храма. 

Пусть в нём умножаются прихожане, пусть в нём становится больше молодых людей, школьников детей, потому что никакой нравственности и духовности, о которых так много говорят с высоких трибун, не существует без Бога. Нет нравственности без Христа. Нет духовности без нашего Создателя. Если мы отсекаем корни, цветы быстро увядают. Мы проходили уже через этот опыт искусственного построения “рая на земле” и знаем, чем все это закончилось. Поэтому будем созидать Царствие Божией внутри нас. А Господь, видящий, что мы ищем этого Царствия, и все остальное по Своему же слову,  конечно же, приложит нам.

Справочная информация:

Богослужебные песнопения исполнил хор храма под руководством Н.Д. Стрыгиной.

***

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в XVIII веке чаще называли Богородице-Рождественской Ямской церковью. «Ямской» — поскольку  приход храма в ту пору в основном составляли жители Ямской слободы.

По документам из архива В. Владиславлева,  известно, что храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен недалеко от того места, где когда-то располагался один из древнейших тверских монастырей — Архангела Михаила. Он был основан в XIII веке и назывался «Михайловский монастырь на Всполье, что кладутся Борисовичи». Вспольем как раз и называлось место, позже ставшее частью Ямской слободы, ограниченное городской чертой.

Именно в этот монастырь были привезены из Москвы мощи князя Михаила Ярославича Тверского. В 1320 году в главном соборном храме монастыря проходило отпевание святого благоверного князя. «И привезоша тело святаго во Тферь со многою честию, и сретоша его сынове его, князь Дмитрией, князь Александр, князь Василей и княгыни его Анна, по Волзе в насадех, а епископ Варсонофей со кресты с игумены и попы и безчисленное множество народа сретоша его у святаго Архангела Михаила на брезе; и от многаго вопля не бяше слышати поющих и не можаху донести ракы к церкви и поставиша пред враты церковными, и тако на многы часы плакаху едва внесоша в церковь».

Во время литовского разорения начала XVII века монастырь был опустошен. С введением в царствование Екатерины Великой штатов монастырь был и вовсе упразднен (1764 год). На его месте остались две деревянные церкви: одна во имя святого князя Михаила Ярославича, другая во имя Рождества Богородицы (ее перевезли из Кашинского монастыря). В 1766 году была устроена одна деревянная церковь  Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святого благоверного князя Михаила Ярославича. 

Возведение нового каменного храма — того, что существует и по сей день, — состоялось с 1777 по 1795 год.

В 1784 году был освящен южный придел святого Михаила Тверского в трапезной. В 1800 году в трапезной был устроен северный придел Архистратига Михаила.

Приходского кладбища при церкви не было. В версте от храма находилось тогда старое городское кладбище — Смоленское (от него ныне сохранилась только братская могила погибших во время Великой Отечественной войны).

В 1850 году при приходе была образована земская школа, в которой ежегодно обучалось более ста мальчиков и девочек. Школа содержалась на средства уездной земской управы.

Благоустройство храма продолжалось и во второй половине XIX века. Иконостас в церкви был сосновый, пятиярусный, живопись византийская… было две древних иконы Рождества Богородицы.

В 1887 году в холодной части храма установили голландские печки и он стал теплым. В 1889 году в нем появилась настенная живопись.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Ямской слободе представляет собой выдающийся памятник архитектуры. Это один из немногих храмов Твери последней трети XVIII века, построенный в стиле классицизма.

Предреволюционные годы этого грозного века, казалось, ничем не отличались от предшествующих десятилетий. В 1903 году в храм была привезена чтимая икона святого благоверного великого князя Михаила Тверского и святого Иоанна Милостивого, Александрийского патриарха, с частицами их мощей. Эту икону поставили в правый придел. Икона была пожертвована в 1854 году тверским купцом Александром Уткиным. В 1910 году на пожертвования прихожан были вызолочены два креста на храме, покрашена церковь и построена часть железной ограды кругом церкви (вторую часть доделали в 1911 году). В 1912 году обновлены два иконостаса в приделах святого благоверного князя Михаила Тверского и святого Архистратига Михаила, сделан новый киот к иконе Рождества Пресвятой Богородицы.

После 1917 года всё изменилось. Священники один за другим оказывались в концлагерях. Такая участь не обошла стороной и служителей храма Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1923 году священник храма Рождества Пресвятой Богородицы Николай Иванович Рождественский был обвинен в участии в контрреволюционной организации и заключен под стражу. Ему приписали роль одного из организаторов беспорядков на религиозно-фанатической почве. Прихожане  всячески пытались помочь своему пастырю. Но храму не суждено было выстоять. В конце 1920-х годов он был закрыт. Рассказывают, что после закрытия в церкви продавали кур, уток и другую домашнюю живность. А во время Великой Отечественной войны здесь мололи муку. После войны в церковном здании разместились многочисленные конторы,  храм «украсили» их вывесками, снесли колокольню.

1997 год — храм возвращен Церкви, начато восстановление приходской жизни, настоятелем храма был назначен священник Виктор Савин.

1998 год — на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы совершен первый водосвятный молебен, первый крестный ход вокруг храма. Накануне служилось всенощное бдение в еще полуразрушенном храме.

1999 год — в Вербное воскресенье в храме впервые была отслужена Божественная литургия в приделе святого благоверного великого князя Михаила Тверского.

С 2001 по 2019 годы — покрыта новым железом крыша приделов и главного купола, восстановлены барабан и луковка главного купола, воздвигнут крест над храмом; восстановлена ограда со стороны Вагжановского переулка и со стороны улицы Вагжанова; восстановлены иконостасы приделов Архистратига Божия Михаила и святого благоверного великого князя Михаила Тверского; восстановлены верхние хоры; восстановлен каркас иконостаса в «летнем» храме.

В храме продолжаются работы по благоукрашению. В 2022-м году над центральным входом храма установили новую престольную икону.

В настоящее время при храме есть Воскресная школа для детей, занятия в которой посещают 12-15 человек. После Литургии и завтрака проводятся основные занятия: Закон Божий, иконопись, церковно-хоровое пение, прикладное творчество. Воспитанники также смотрят православные мультфильмы и фильмы по темам; готовят концерты к праздникам. Время проведения занятий: воскресные дни с сентября по май.

С сентября 2022 года при храме открыта Воскресная школа для взрослых, где проводятся занятия по церковному чтению и православному богослужению.

С февраля 2023 года при храме был организован кружок по изучению Священного писания, участники кружка под руководством протоиерея Александра Хомяка читают главы из Ветхого и Нового завета, разбирают трудные для понимания места, опираясь на опыт признанных библеистов.

В социальной сети ВКонтакте создана открытая группа храма.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.