08.11.2021 | Епархия

В Димитриевском храме в Новом Семёновском в престольный день совершена первая за долгое время архиерейская литургия

Усилиями прихожан преображается храм в Новом Семёновском. Продолжаются работы по восстановлению церкви в честь великомученика Димитрия Солунского. 8 ноября эта церковь отмечает свой престольный праздник.

В 1822 году этот храм был торжественно освящен в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Одной из достопримечательностей церкви святого Димитрия Солунского в дореволюционное время считалось резное изображение Спасителя. Особенным почитанием пользовалась Тихвинская икона Божией Матери. К сожалению, они не сохранились.

В 1937 году церковь была закрыта, превращена в зерновой склад и киноклуб. Тяжелые испытания перенесла церковь во время Великой Отечественной войны в 1941 году. В 1991 году храм удалось вернуть прихожанам. До сих пор сохранился заделанный силикатным белым кирпичом проем, образовавшийся от попадания реактивного снаряда «Катюши» в северную стену главного придела. Также видны явные следы от пуль на ликах святых в росписях на стенах. 

После развала совхоза здание церкви долгое время находилось в плачевном состоянии, так как приход не имел средств на проведение огромного объема восстановительных работ. В 1993 году была зарегистрирована православная община, Восстановительные работы начались в 1999 году.

В престольный праздник храма впервые за многие годы богослужение прошло архиерейским чином: митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в южном, отапливаемом, приделе храма. Ему сослужили благочинный II Калининского церковного округа протоиерей Димитрий Курдюков, настоятель храма протоиерей Валерий Баранов, духовенство II Калининского благочиния.

На богослужении молились прихожане и гости прихода.

После Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь:

Если мы Христовы — мы должны быть избраны от мира. Всякое наше действие должно быть свободным, искренним, продуманным и осознанным. Пространство Церкви — это пространство подлинной свободы, а не место для бездумных обязательств. И смысл здесь не в том, чтобы менять что-то внешнее. Ведь и иудейские правила, законы и обряды были боговдохновенны, но они потеряли свою суть и не из-за своей неправильной формы, но потому, что лишились изначального содержания. Менять нужно себя, исполняющего религиозные предписания бездумно. А для этого нужно освободить свое сознание от идолов, которых мы сами создаем внутри себя. Учиться не воспринимать то, что мы делаем в храме или дома по отношению к Богу, как формальности, ведь в действительности таковыми формальностями становятся многие вещи: перекрестить еду, прочитать положенные молитвы, не есть одной пищи в определенные дни, а другой — в иные, сходить в храм, выстоять службу, поставить свечи, приложиться к святыням, подойти за благословением. Часто даже покаяние становится формальным перечислением не всегда понятных слов. 

Когда все эти вещи делаются необдуманно, без внутренней глубокой сосредоточенности — они теряют силу и смысл, хотя и остаются правильными действиями. Но если начать жить так, чтобы подходить, например, для поклонения к иконе не просто исполняя положенный обряд, но с осознанием того, что делаешь сейчас, с глубокой молитвой, с пониманием, для чего это делается, какой имеет смысл, какие чувства вызывает, подходить с сосредоточенной молитвой Богу, — то это действие приобретает настоящую силу. Чтобы, осеняя трапезу крестным знамением, мы не просто выполняли некий положенный внешний знак, но сосредоточенно задумывались о том, что этот знак — наше выражение благодарности Творцу за дар, которого мы часто недостойны, за дар, который без Его помощи мы не могли бы сами создать, дар, который поддерживает наши жизни, — смысл такого действия действительно был бы священным. И такое наполнение освящало бы и наполняло нашу ежедневную жизнь, выделяя нас от мира.

А иначе мы очень скоро можем стать такими же гонителями тех, кто выполняет что-то религиозное не так, как это делаем мы. Такими же гонителями, какими были иудейские старейшины. И Господь предостерегает нас от этого сегодня: не мы должны ненавидеть мир за то, что он не такой, как нам хотелось бы, но мир должен ненавидеть нас, если мы — действительно Христовы».

На сугубой ектении были помянуты поименно страждущие от различных болезней, произнесены прошения о врачах, вознесены молитвы о прекращении губительного поветрия.

Архипастырь подписал антиминс для южного придела, освященного в честь Архангела Михаила. 

На Херувимской песни были помянуты о здравии и об упокоении те, о ком на сайте епархии подавались онлайн-просьбы о поминовении. 

Архиерей освятил икону Димитрия Солунского, и затем у празднично украшенной иконы была вознесена молитва святому великомученику Димитрию.

Митрополит Амвросий поздравил всех пришедших на соборную молитву с престольным торжеством:

Храм в свое время был построен величественный, огромный, но его постигла та же самая судьба, которая постигла множество наших монастырей и храмов в XX столетии. К сожалению, он был поруган, запущен и приведен в состояние, которое в наше время требует, конечно же, особых трудов и попечений. И на этом месте уже совершена колоссальнейшая работа в тех условиях, в которых вы находитесь, в тех обстоятельствах, в которых вы пребываете. Здесь, конечно, невооруженным глазом видно, сколько трудов положено и сколько трудов еще придется положить. Я благодарю отца Валерия и всех ваших сподвижников за те дерзновение и веру, которые вы имеете, потому что без этих дерзновения и веры невозможно было бы это совершить. Мы трудимся очень часто не для того, чтобы потом самим воспользоваться своими трудами, а для того, чтобы их Богу посвятить. И так случается, что многие люди и священнослужители, которые что-то делают на одном месте, потом переходят на другое место, далее — на третье, и мне это очень хорошо известно, и хотелось бы послужить там, где уже всё приведено в порядок, а благословение другое — вновь идти туда, где нужно трудиться снова и снова. У вас трудов здесь предостаточно на предстоящие годы. Но мне хотелось бы пожелать, чтобы вы это делали прежде всего для славы Божией, для прославления Его имени на земле. 

Нам неизвестно, увидим ли мы во всей красоте и полноте благолепие этого храма при своей жизни, но то, что мы сделаем это, будет красотой и благолепием в очах Божиих, даже если мы не сможем этим воспользоваться сами и придут через какое-то десятилетие другие люди. Но молитва в этом храме за людей, которые сотворили себе уже во многом память, — она будет совершаться постоянно. Направляясь сюда, я, конечно, ознакомился с историей этого храма и прочитал множество имен уже современных нам людей, которые многое сделали для того, чтобы его привести в порядок и воссоздать. Эти имена навсегда вписаны в историю этого храма и нашей Тверской епархии. И даже тогда, когда мы уйдем из этого мира, эти имена навсегда останутся записанными золотыми буквами в книге жизни Господа и, конечно, истории этого села. Я благодарю всех тех, кто здесь трудится, всех, кто потрудился, и призываю, чтобы Господь Своим благословением давал вам силу, крепость и дальше дерзновенно совершать служение».

С днем тезоименитства архипастырь поздравил благочинного II Калининского церковного округа протоиерея Димитрия Курдюкова и подарил ему требное облачение. Протоиерея Валерия Баранова глава митрополии наградил медалью преподобного Нила Столобенского II степени за усердные пастырские труды. 

Также митрополит Амвросий вручил награды благодетелям храма. Архиерейской благословенной грамотой I степени награждена Л.А. Чичерова.

Благодарности вручены: заместителю руководителя предприятия «Леруа Мерлен» М.И. Журавлевой, директору Калининского РАЙПО В.Н. Лавреновой, председателю СНТ «Сувенир» Е.Н. Егорову, А.Н. Лапичеву, А.А Соколову, В.Г. Перелыгину, А.М. Красову, реставратору Е.Р. Грачу, руководителю буровой организации Э.Е. Кушнелеву, С.Н. Воробьёву, Г.В. Логачеву.

После награждения митрополит Амвросий благословил всех молящихся в храме и раздал каждому по иконке Преображения Господня с молитвой о благополучном восстановлении Спасо-Преображенского собора Твери и святой антидор. 

После Божественной литургии в сопровождении благочинного и настоятеля храма глава митрополии осмотрел весь храм. Архипастырь подписал антиминс для центрального престола в честь великомученика Димитрия Солунского, Мироточивого, и для южного придела, освященного в честь Архангела Михаила.

Справочная информация:

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Димитрий Курдюков, протоиерей Валерий Баранов, протоиерей Михаил Беляев, иеромонах Ефрем (Пилипей), протоиерей Даниил Алыев, протоиерей Андрей Миляев, протоиерей Вадим Иванов, священник Евгений Башкеев, священник Евгений Минин, священник Алексий Широков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов. 

Песнопения богослужения пел хор храма Новомучеников и исповедников села Санино под руководством Ильи Капрелянца.  

***

Небольшая живописная речушка Инга разделяет село Семёновское на две части — старое село и новое. Первые сведения о существовании в селе деревянной церкви в честь святого великомученика Димитрия Солунского относятся к 1744 году. В 1780 году всё село Семёновское сгорело дотла. Вскоре село вновь отстроилось, и крестьяне-прихожане задумались о строительстве новой церкви. В это время в Твери Екатерининский приход построил себе каменный храм взамен прежнего деревянного. Вот этот деревянный храм и купили жители села Семёновского и в разобранном виде перевезли в свое село. Причем, во избежание пожара, храм был отнесен за речку Ингу и поставлен на горе. Впоследствии вокруг храма и образовалось село Новое Семёновское.

В 1815 году рядом с деревянной церковью началось строительство нового, уже каменного храма на средства прихожан. В 1822 году этот однопрестольный с высоким куполом храм был торжественно освящен в честь святого великомученика Димитрия Солунского, а старая деревянная церковь была разобрана и употреблена на строительство церковной ограды. Одной из достопримечательностей церкви святого Димитрия Солунского в дореволюционное время считалось резное изображение Спасителя. Особенным почитанием пользовалась Тихвинская икона Божией Матери.

В 1937 году церковь была закрыта, превращена в зерновой склад и киноклуб. Тяжелые испытания перенесла церковь во время Великой Отечественной войны в 1941 году. В 1991 году храм удалось вернуть прихожанам. До сих пор сохранился заделанный силикатным белым кирпичом проем, образовавшийся от попадания реактивного снаряда «Катюши» в северную стену главного придела. Также видны явные следы от пуль на ликах святых в росписях на стенах. 

После развала совхоза здание церкви долгое время находилось в плачевном состоянии, так как приход не имел средств на проведение огромного объема восстановительных работ. Восстановительные работы начались в 1999 году, в 1993 году была зарегистрирована православная община.

Церковь имеет три придела: правый южный придел в честь Архангела Михаила, правый летний — в честь Вознесения Господня, левый зимний — в честь пророка Божия Илии.

На сегодняшний день в храме продолжаются восстановительные работы. Обновлены кровля и купол, установлен крест. Восстановлен иконостас в приделе Вознесения Господня. Завершено восстановление и покраска всего фасада храма. Перекрыты полы. Закончен ремонт в трапезной храма. Проводились работы по замене окон в купольной части крыши придела великомученика Димитрия Солунского. В процессе ремонта храма при снятии штукатурки была обнаружена заложенная старая дверь на колокольню. В 2020 году, благодаря помощи РАЙПО, обустроена новая санитарная зона на территории храма, благодетелями отреставрировано крыльцо, сделана подсветка храма, обустроен и отделан приходской дом. В приделе великомученика Димитрия Солунского установлены новые Царские врата; начато восстановление северной стены храма и подготовлен свод потолка в притворе к реставрации; приобретены и установлены паникадило и голгофа; закуплены и привезены доски, кирпич и стройматериалы для восстановления северной стены.

Приход дружно помогает в восстановлении и благоустройстве церковного здания, организуются «субботники» и «воскресники». Помощники занимаются разборкой и пилкой дров, сажают цветы, которые выращивают специально для озеленения территории. Прихожане активно помогают в переустановке надгробий и обновлении крестов на территории захоронения у храма. Очищена и обустроена могила последнего настоятеля храма перед его закрытием в 1938 году — священника Илии Гусева.

Приход посещают гости — курсанты школьного военно-патриотического клуба «Росич». На планомерной основе приход взаимодействует с воспитанниками ОА НО «Школа святителя Филарета Московского» города Зеленограда.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.